Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+ Осторожно, спойлеры.
Каждый жанр кино — явление динамичное и развивающееся. В каждом поколении находятся авторы, способные привнести что-то новое, совместить одну эстетику с противоположной и создать что-то совершенно новое. Особенными экспериментами отличаются фильмы в жанре ужасов, потому что их авторам приходится экспериментировать с одной из самых ярких эмоций человека — страхом. И, кажется, лед снова тронулся: надоевшие всем скримеры сначала сменили «умные» хорроры, а теперь на передний план выходят истории, способные напугать без каких-либо явных действий. Одной только атмосферой и визуалом. Чаще всего таким занимаются авторы аналогового хоррора, получившего свое огромное развитие благодаря интернету.
Одним из первопроходцев аналогового ужаса на больших экранах стал парень по имени Кайл Эдвард Болл, автор YouTube-канала, создающий короткометражки про человеческие страхи. Именно он снял и написал историю совершенно нового формата для массового зрителя, который совсем не понял автора. Но обо всем по порядку.
«Скинамаринк» рассказывает о брате и сестре, Кевине и Кайли, которые обнаруживают себя запертыми в собственном доме ночью. Куда-то пропали папа и мама, а вместе с ними двери, окна и даже унитаз. Вместе с этим в доме начинают происходить по-настоящему ужасающие и пугающие до дрожи вещи, ведь где-то в темноте, никак себя не проявляя, поселилась зловещая сущность. И хочется ей только одного — издеваться над маленькими детьми.
В фильме вы не найдете ничего общего с тем, что обычно приходит на ум при слове хоррор. Вы не увидите ни одного действующего персонажа в полный рост, не увидите освещенных комнат или монстра — вся картина состоит из перемещающихся между собой статичных камер, медленно обращающихся в пространстве. В какой-то момент это может быть персональная перспектива, когда зритель оказывается на месте ребенка в той или иной пугающей ситуации, а в другой — просто сторонним наблюдателем, который, как и главные герои, старается понять происходящее и вычленить из приглушенного звука какие-то слова. Ну, или их подобие. «Скинамаринк» пугает темнотой, пугает непониманием того, что происходит в неосвещенной части кадра, а звуковое сопровождение создает неподдельное чувство ужаса и страха. Он постепенно проникает в зрителя и остается с ним до самого конца, заставляя снова не доверять выключенному в квартире свету.
Зернистость картинки может создать иллюзию, что в темноте кто-то скрывается и смотрит, причем не за героями, а уже за зрителем. И чем дольше вглядываться, тем искуснее мозг заставит поверить вас в то, чего нет. Авторы предлагают испытать тот самый опыт аналогового ужаса, убирая из кадра почти все, что рассказывает историю в обычном кино. Мы не знаем чего боимся, дети в фильме не знают, и это добавляет дополнительную иммерсивность процессу.
При этом режиссер успевает не просто напугать набором разных и довольно сюрреалистичных эпизодов, сцен и образов, но и рассказать историю. Она кроется в деталях, в обрывках диалогов, и только действительно внимательный и собранный зритель сможет понять, что же тут произошло на самом деле. Но мы прекрасно понимаем, что мало кто будет этим заниматься, ведь фильм точно подойдет не всем. В нем буквально нет никакой динамики, ничего из того, что есть в традиционных фильмах. Будто бы артхаусная зарисовка на тему одиночества и ночных кошмаров, но зачем смотреть такое кино, если можно пересмотреть что-то более привычное? Хотя бы для того, чтобы постараться ощутить совершенно новый зрительский опыт. «Скинамаринк» обладает настолько плотной и в какой-то степени чуждой обычному человеку атмосферой, что ничего другого для испуга и не нужно. И если вы истинный фанат жанра или давно гонитесь за чем-то, что может вас как следует напугать, то пропускать этот фильм не советуем. Но если медленное и странное кино не для вас, то лучше посмотреть что-то другое.