«Чтобы понять, как лечиться, нужно сходить минимум к трем врачам». Этот способ стал для многих привычным: ведь мнения, скорее всего, разойдутся. Однако, если все трое придерживаются принципов доказательной медицины, расхождение будет минимальным. Дело в фактах, научном подходе и опоре на огромном количестве данных.
О том, что такое доказательная медицина, слышали не так много пациентов. Разобраться в вопросе помог хирург, главврач Медицинского центра «Аб ово мед» Михаил Тевелевич. Беседовал в эфире «Love radio Томск» Илья Голосуцкий.
— Доказательная медицина для многих в новинку. Что это такое?
— Вообще медицина не делится на доказательную и недоказательную. Любая медицина – это наука, где все построено на доказательствах. Вопрос в другом: мы, когда в медицине решения принимаем, основываемся на доказанных научных фактах и клинических исследованиях, или на провидении? Или на том, что медпредставитель предлагает?
Каждый день удваивается число медицинских знаний в мире, поэтому доказательная медицина и появилась. У организаций здравоохранения и общества появился вопрос: а деньги мы на что тратим? Давайте проверим, это все работает или нет. И примерно годов с 70-х-80-х во всем мире появилась такая концепция во всем мире «evidence-based medicine».
— Как вы познакомились с доказательной медициной и как перешли на такой формат работы?
— У меня стояли клинические задачи, когда пошел в ординатуру: для пациентов нужно было искать лучшие методы, которыми можно им помочь. Постепенно я начал читать. Оказалось, что во всем мире людей лечат одинаково за исключением нашего постсоветского пространства, где допускается, что на одном этаже одной поликлиники три терапевта могут тебе сказать три разных мнения по одному и тому же поводу. Во многом распространению научного подхода помогла цифровизация –любую медицинскую статистику, начиная с 60-го года можно в считанные секунды получить и почитать. Информационное пространство стало единым, доступным для любого врача. И в России достаточно докторов и клиник работают с принципами доказательной медицины. Проблема в другом. Во-первых, у нас можно и по науке, и не по науке. А во-вторых, для развития научно-обоснованной медицины нужен запрос. А у нас пациенты хотят волшебную таблетку от всех болезней.
—Есть те, кто активно против вашего подхода, почему так происходит?
— Когда человек чего-то не знает, он начинает этого бояться и протестовать. Наша задача — просвещать студентов, врачей и пациентов. Потому что они генерируют спрос на научно-обоснованную медицину. Для врачей, думаю, вопрос не только в информированности, но еще и может быть в коррумпированности. Потому что научно-доказательна медицина предполагает, что ты не получаешь откаты за назначения.
Российский рынок насыщен гигантским количеством препаратов, которые нигде в других странах не используются. Это работа безудержного маркетинга, который не фильтруется научно-обоснованным методом, поэтому мы при каждой важной и неважной болячке используем множество неэффективных лекарств. Люди в это втянулись.
— В России доказательная медицина набирает обороты, как с этим обстоят дела в Томске? И как вы выбираете себе врачей?
— Томск — умный город, где принято сомневаться, здесь много молодых людей. Если ты хочешь получить доказательства – тебе за доказательной медициной. Конечно, мы не Москва: там на одного врача, который работает в соответствии с принципами доказательной медицины, есть тысячи пациентов. У нас пока и врачей мало, и пациентов. Но есть уверенное движение вперед. Люди начинают сомневаться и искать информацию.
— Как вы подбираете врачей в свой медицинский центр?
— Мы устанавливаем два правила на отбор врача: это эмпатия и приверженность к профессиональному росту и принципам доказательной медицины. Также уже обязательным стало знание английского языка: он сместил латынь с позиции общего языка медиков. Врач должен владеть инструментами, чтобы искать информацию, анализировать ее, а потом правильно применить к пациенту. Если не можешь читать на английском – не получить информации из первоисточника. Надо отдать должное нашему СибГМУ, они последние 10 лет впрямую начали говорить своим студентам: если хочешь быть конкурентным, развивающимся врачом – учи английский язык.
— Чем «Аб ово мед» может помочь взрослым томичам и их детям?
— У нас 3 направления в клинике. Педиатрия – одно из самых представительных. В нашей команде 8-9 педиатров, многие помимо основной специализации – инфекционисты, аллергологи, врачи-узи, эндокриноголи. Второе направление — телемедицина, в рамках которого мы оказываем услуги другим больницам, расшифровываем для них КТ, МРТ, рентгены.
Также у нас есть паллиативная помощь, лечение сильных болевых синдромов. В направлении реабилитация (восстановление после инсультов, травм, реанимации) с пациентами работает команда из нескольких врачей, медсестер, инструкторов по физкультуре, родственников пациента. Вместе они формируют цели, задачи и мы начинаем их достигать. Такова технология, которую мы просто воспроизводим..
К нам нужно приходить всем, кто привык сомневаться, искать доказательства, а не верить всему подряд, кто привержен к партнерской модели отношений между пациентом и врачом. Мы воспринимаем пациентов как равноправных, формируем максимально полное информирование. С удовольствием слушаем пациентов, если они нам возражают, и всегда готовы свою позицию обосновывать. Научно-обоснованная медицина – не про меньшее, а про большее сопротивление, Но путь получается короче, дешевле и кратно безопаснее.
Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста!