Дисклеймер: то, что вы прочтете далее, исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 16+
Построение новой киновселенной — максимально непростое дело. Об этом очень хорошо знают любители кинокомиксов от DC и фанаты классических монстров от Universal. Обе франшизы с треском провалились под грузом собственных амбиций и желаний повторить успех Marvel. У авторов «Майора Грома» перед голливудскими продюсерами есть большее преимущество — собственная комикс-франшиза, которая стала отличным фундаментом для создания киновселенной.
И вот на большие экраны вышел уже третий фильм про «Майора Грома», ставший первым и довольно долгожданным сиквелом для своей армии поклонников и почитателей комиксов издательства Bubble. У каждого были свои ожидания и предположения, многие надеялись на очередной прорыв отечественной супергероики, но революции в жанре не произошло. И это неплохо. Но обо всем по порядку.
Сюжет «Майор Гром: Игра» показывает жизнь Игоря Грома после его победы над Чумным Доктором. Он стал самым настоящим героем и символом справедливости для Санкт-Петербурга, его узнают на улице, ему ставят памятники, про него снимают кино. Среди коллег и сослуживцев он заработал бесконечный авторитет, а дела с любимой девушкой, журналисткой Юлей Пчелкиной, идут лучше некуда. Словом, в жизни героя настала идиллия и безмятежность. Преступность его боится, а друзья — обожают. И в это время на сцену выходит некий Призрак, решивший превратить жизнь Грома в ад. Он устраивает ряд терактов, начиная с майором очень опасную и практически смертельную игру для его близких.
Подобный заход для супергеройского кино — это практически живая классика. Так было во втором «Человеке-Пауке» Сэма Рэйми», так было в сиквелах «Железного человека», «Тора», «Человека-Муравья» и многих других персонажей комиксов. И ругать Bubble тут совершенно не за что: они взяли рабочий драматический концепт и постарались максимально поднять ставки. Как в драматическом, так и в нарративном аспекте.
И все это работает. Героям не нужно еще раз знакомиться с Майором Громом, его окружением и сеттингом, в котором разворачиваются действия. Авторы лишь дают новые условия, препятствия, угрозы и точки роста для персонажа, которые ему необходимо преодолеть. Но это работает в сиквеле далеко не всегда.
Безусловно, издевки и моральные выборы, перед которыми злодей ставит Грома в продолжении стали мрачнее, неприятнее и серьезнее. То, как он пытается дискредитировать его в глазах общества, заставить людей ненавидеть своего героя — крайне некомфортные и жуткие. Но до определенного момента за этим нет никакой расплаты. Гром совершает ошибки, погибают невинные люди, но авторы не делают на этом никаких акцентов. Опасность от действительно страшного противника сводится к нулю, ведь главный герой не реагирует на эту коварную «игру» максимально отстраненно и посредственно. Нет должного саспенса, нет спешки, нет стресса для Грома. А если таких эмоций лишен протагонист, то и зрителю становится все равно.
Хуже ситуацию делает сценарий «Игры». В нем авторы ввели слишком много новых персонажей, у каждого из которых теперь есть свой подсюжет и квест, который они должны выполнить. Поэтому вместо психологических и моральных терзаний главного героя зрители получают сюжетную ветку коварного немецкого изобретателя (которая кончается максимально ничем), детективное расследование напарника Грома, журналистское расследование девушки Грома, тут же подключается бывший злодей Грома. А знаете, кого в истории в такие моменты не хватает? Самого Грома.
Многие важные для сюжета решения принимают за него, где-то на стороне происходят удобные для Грома события, к которым он не имеет никакого отношения, его друзья узнают информацию, искать которую Игорь даже и не думал. От этого центральный персонаж теряет в весе и значимости, поэтому финальное сражение и игры разума больше не вызывают тех же чувств, что в первом фильме.
Понятно, что авторы хотели показать как можно больше, расширить мир растущей киновселенной Bubble, но за всем этим теряется сама история. Некоторые ее аспекты перестают быть такими уж целостными и ровными, из-за чего в придуманный мир сложнее верить. И если последующие фильмы продолжат эту тенденцию, то участь кинокомиксов от Bubble превратится в то, что было с DC.
Но при этом невозможно молчать об объективных и неоспоримых плюсах фильма. В первую очередь — визуальная составляющая фильма. Совершенно неясно, какими средствами Олег Трофим добивается от кино такой картинки, но выглядит новый «Гром» на голову лучше своей первой части. Он стал более комиксным: в нем появились персонажи вроде героини Ольги Сутуловой, которые буквально сошли со страниц графических романов, окружение стало еще более вычурным и непохожим на настоящий Петербург, где-то авторы добавили чуть больше гротеска, а где-то лоска. И все это находится в невероятном художественном балансе, отчего мир Майора Грома превращается в отдельного персонажа, крайне тактильного и объемного. Мир, который очень хочется исследовать.
Боевые сцены стали еще шикарнее. Теперь они отдают дань уважения проектам вроде «Сорвиголова» и «Джон Уик», где во время драки герои могут присесть передохнуть, так как устали бить друг друга. И уж насколько стал тактильным мир, настолько и драки превратились в очень отчетливый и физически ощущаемый боевой аттракцион. И даже оммажи на фильмы Marvel (привет дронам и сцене на мосту из «Человек-Паук: Вдали от дома») выглядят тут как продолжение выбранного стиля, а не попытка мимикрировать под более успешный продукт.
Словом, «Майор Гром: Игра» — это самое настоящее продолжение первой части. Он смог перенести как плюсы, так и минусы «Чумного Доктора», но сделав побольше и того, и другого. Но как бы мы тут ни ругали сюжет или развитие главного персонажа, назвать «Игру» плохим или проходным фильмом язык точно не повернется. Так что всем фанатам комиксов и сочувствующим отечественному кинематографу лицам — к просмотру обязательно. Эмоции вы получите самые позитивные.