Когда идешь за интересом, как будто сами собой появляются и нужные связи, и поддержка, и возможности. Что будет, если слушать себя, не бояться в новое и быть неравнодушным — возможно, работа в международной компании и собственный социальный проект, меняющий облик города — рассказал Дмитрий Поляков в новом выпуске «Университет без границ».
Томск — моя вторая родина. Я родился в Анжеро-Судженске и прожил там до восьми лет. В 93-м мы переехали в Томск, собственно здесь я и провел свою сознательную жизнь, поэтому главные впечатления и воспоминания жизни связаны именно с Томском.
В ТГУ попал методом исключения
Я гуманитарий по складу ума, поэтому выбирал факультет и специальность, где не было математики, физики, химии — всех точных наук. Методом исключения остался факультет психологии и специальность «Связи с общественностью». Быть психологом я не собирался — просто поступил и решил посмотреть, насколько это будет интересно и куда меня приведет.
В итоге психология все равно прочно захватила меня с первого семестра, благодаря нашему первому преподавателю Дмитрию Александровичу Карнаухову, и не отпускает до сих пор. Обожаю эту науку, до сих пор много чего изучаю в этом направлении. Эдуард Владимирович Галажинский, тогда он еще не был ректором, много рассказывал о личностном росте — это невероятно вдохновляло. Хотя было достаточно сложно и боязно, потому что даже в тот момент он казался очень строгим учителем, но в итоге все прошло достаточно легко. На лекциях по культурологии тоже было много интересного — Оксана Петровна Бондарь преподавала.
Больше всего запомнились встречи с людьми из разных сфер. Дмитрий Беляев, как приглашенный спикер, рассказывал о работе в своем рекламном и дизайнерском агентстве. Виктор Кресс, на тот момент губернатор, делился своими кейсами из политической жизни. Это были знаковые фигуры, и, в целом, такие события выбивались из рутины обучения.
Университет помог мне получить огромное количество знаний из совершенно разных сфер. За пять лет у нас были разные предметы, курсы, знания из которых до сих пор пригождаются во всех сферах жизни. Это корзина, из которой я до сих пор достаю какие-то полезные вещи. Не говоря уже о большом количестве контактов, друзей, эмоций и впечатлений. Университет напитал меня знаниями, энергией и огнем, который до сих пор горит и приносит результаты.
Курса со второго проявился сильный интерес к рекламе, к тому, как создаются рекламные кампании, создается дизайн, формируются концепции. Меня эта тема очень увлекала, я посещал тематические мероприятия, смотрел фильмы про рекламу, в то время в Томске еще проходил показ «Каннских львов». В общем, совершенно неосознанно пошел за своим интересом — в это направление.
Я рисовал с детства
Никогда нигде специально не обучался рисованию, просто что-то делал для себя, рисовал комиксы, собирал коллажи. Так было всегда. Уже будучи на кафедре в течение нескольких лет делал разные дизайн-проекты, иллюстрации для конкурсов, событий, и все знали, что я немного владею Фотошопом, Иллюстратором. В какой-то момент Марина Николаевна Бычкова, она вела курс «связи с общественностью», предложила мне попрактиковаться в одной из томских дизайн-студий. Я согласился. Собственно, это и положило, начало моей карьере. До этого совета я даже не рассматривал дизайн как нечто, что приносит прибыль, как и то, что это вообще может быть профессией.
На пятом курсе я пошел на практику в дизайнерскую студию — начал изучать профессию дизайнера. В последующие годы побывал в больших и маленьких компаниях, несколько раз открывал свое дело, пробовал новые дизайнерские направления и себя в разных ролях — в том числе индивидуального предпринимателя, руководителя.
Здесь опять же вспоминается курс психологии из ТГУ: паттерны взаимодействия человека, его личностные особенности, вплоть до того, как воспринимается цвет, форма, расположение объектов, как реагирует мозг, и какие когнитивные особенности бывают. Это все учитывается в работе. Иногда специально — когда проектируешь с учетом того, как пользователь увидит текст, как он должен быть расположен, чтобы лучше читался, как будет работать отдельное изображение или видео. А иногда — автоматически, потому что лет пятнадцать используешь эти знания и не думаешь об этом. Они вшиты в подкорку.
Сейчас я работаю в компании «Rubius», занимаюсь их внутренним продуктом Planyway — приложением, которое связано с календарным планированием на базе Trello. Это моя основная работа. А в свободное время развиваю собственный проект…
«Город не бесит»
Я стал очень много ходить по городу пешком, обращать внимание на разные вещи вокруг себя и делать заметки про темы, которые меня волнуют. Оказалось, что все записи так или иначе связаны с городом и с тем, что меня бесило и было неудобным. Это и дало старт проекту.
Заметки я упаковал в блог о городской среде. Только потом узнал, что тема, которой я увлекся, называется «урбанистика».
Сейчас на каналах «Город не бесит» в социальных сетях мы с томичами обсуждаем, как сделать город удобным, комфортным, как сами жители могут влиять на него, на свой двор, подъезд, район. Проект существует около пяти лет, и все это время я занимаюсь им сам — делаю дизайн, выбираю темы постов, пишу тексты, участвую в различных конкурсах и провожу свои.
Помогают студенческие знания из лекций по пиару, рекламе, маркетингу. Я до сих пор использую разные правила и кейсы по грамотной «упаковке» историй, чтобы их было интересно смотреть, изучать. Это полезно и для работы дизайнера в целом, и сейчас в проекте «Город не бесит», когда я беру какую-то тему и мне нужно сформировать для нее пост или статью. Я думаю о том, как человек будет это читать, как его «взять за ручку» и провести по этой статье. Как подкрепить текст иллюстрациями, интерактивом, видео, опросами. Это постоянно в голове, и, скорее всего, было заложено именно в момент учебы, потому что, собственно, об этом и были все разговоры в рамках лекций по пиару — о взаимодействиях человека и СМИ.
От начала проекта и до настоящего времени пишу про то, что в первую очередь цепляет меня. Не делается то, что неинтересно и не через себя. Основная установка, которая помогает развивать проект, это «я хочу, чтобы то, что меня окружает, было комфортным, удобным, безопасным и красивым».
Когда люди долго живут в окружении недостаточно качественной городской среды, они к привыкают этому и начинают считать ее нормой. Это происходит и со мной, поэтому постоянно приходится вытаскивать себя из этого состояния — читать книги, ходить на курсы, слушать подкасты, общаться с экспертами, самому как-то менять среду вокруг себя.
Большое с малого
И изменения происходят. Есть и локальные решения, очень маленькие, но они постоянны. Снимаются незаконные рекламные баннеры, чистятся мусорные контейнеры, ремонтируются тротуары, закапываются ямы и прочее. Недавно мы писали про школу с незаконным баннером, после обращений его сняли. И таких мелких достижений за прошедшие годы очень много.
А есть глобальные, системные вещи — это уже история вдолгую. Несколько лет назад мы объявляли конкурс, связанный с рубкой деревьев. Томичи фотографировали деревья, присылали нам, мы запускали материал в СМИ, вместе рассказывали, как это делать правильно, и в итоге сейчас рубят точно не так, как два года назад — более аккуратно. Дерево обрезают уже не «под пень», ему оставляют веточки, которые пойдут уже дальше в рост.
Вспоминаю курсы и лекции по социологии, которые были у нас в ТГУ, где я получил невероятно важную и ценную информацию, которую использую сейчас — это понимание, как вообще работает общество, как оно устроено, как отдельные его части взаимодействуют друг с другом и, главное, как можно пытаться на них влиять. Это может быть как отдельный социальный слой, так и любые его составляющие: бизнес, образование, благотворительные организации и прочее — у всего есть структура и характерные элементы. Когда знаешь эти вещи, четко видишь механизмы работы социального взаимодействия — они становятся более прозрачными. И с этой базой работать внутри проекта становится гораздо легче.
Еще одно важное достижение — дизайн-код для Томска. Когда запустился канал, в инфополе были новости, что «городу не нужен никакой дизайн-код». В течение пяти месяцев мы критиковали это мнение, приводили аргументы пользы внедрения дизайн-кода в других городах, показывали примеры. Придумали Дизайн-кота — персонажа, который показывал, как должно быть. Спустя полгода нашего инфошума вышла новость, что документ дизайн-кода в разработке, и начаты обсуждения по его внедрению. Сейчас дизайн-код третий год как утвержден и хоть и медленно, но приносит городу заметный результат — улицы и фасады зданий понемногу становятся визуально чище и комфортнее.
Эффект от наших действий точно есть, правда он растягивается на долгий срок, и нужно иметь много терпения, чтобы увидеть результаты. На канале есть рубрики #успехигнб и #городлучше, в которых мы публикуем конкретные примеры, чтобы горожане видели, как их действия приносят результат городу.
Городу ближе… быть?
Есть планы по выходу проекта в оффлайн — сейчас мы существуем только в цифровом виде. Хочется проводить лекции в различных заброшенных объектах города, оживить городскую среду и вдохнуть в нее знания про урбанистику и другие темы, связанные с городом, жизнью в нем. Еще одна оффлайн-мечта — это написать книгу или сделать фотоальбом о Томске. А точнее, о его нетуристической стороне. Сейчас у нас есть рубрика «неоткрыточный Томск» — это большой архив фотографий города, того, что нас окружает, иногда милого, иногда неприглядного, но это и есть сама жизнь.