Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+ Осторожно, спойлеры.
Как хорошо, что в наше время становится все меньше людей, готовых ругать российское кино за один факт его существования. Векторы и акценты сместились, так что вместе с расцветом отечественных сериалов место нашлось и глубоким авторским картинам, чьи высказывания теперь не останутся незамеченными. В это, по крайней мере, хочется верить.
Таким же высказыванием оказался новый фильм Анны Меликян с Анной Михалковой в главной роли. Он злободневный, достаточно смелый и в необходимой мере глубокий, чтобы подумать о нем с разных точек зрения и тем. Но обо всем по порядку.
Синопсис картины такой — обычная сотрудница пермской шоколадной фабрики начинает слышать голоса пришельцев в своей голове. И, будем честны, его хватает, чтобы привлечь внимание зрителя. В центре сюжета Анна — заурядная и самая обыкновенная женщина, чей жизненный цикл знаком практически каждому из нас. Рутинная работа, дорога до дома и обратно, забрать ребенка из школы и приготовить ужин. Кажется, что ее жизнь расписана до конца ее дней, а сама героиня даже не пытается разорвать этот порочный круг, ведь все вокруг привыкли жить так, а не иначе. У нее двое детей и самый обычный муж, про близость с которым даже не приходится думать.
Все меняется в тот день, когда Анна падает на улице и начинает слышать голоса в своей голове. Они принадлежат инопланетной расе, которая то и дело заставляет землян полюбить друг друга, задуматься о душе и не гнаться за мнимым прогрессом и бесполезным исследованием космоса. В одночасье Анна становится знаменитой, ведь случайно она предсказала будущее, так что теперь нет сомнений в том, что женщина действительно контактер. Все хотят взять у нее интервью, сделать снимок для модного журнала и вплести женщину в конспирологическую авантюру.
Казалось бы, на фоне таких масштабных и интригующих тем как пришельцы, космос и миссия по колонизации Марса, зачем нам вообще следить за историей одной-единственной женщины? Ведь все чувства, все проблемы и переживания должны отойти на второй план, когда на горизонте появилась возможность так глубоко окунуться в самые великие вопросы. Но, как и положено хорошей драме в обертке сай-фая, речь в фильме далеко не про космос и инопланетян. Он про нас с вами.
У Меликян получилось сделать очень пронзительный и в то же время довольно жестокий манифест гуманизма, крича и проговаривая главные идеи чуть ли не прямым текстом. Она не стесняется показывать бесчеловечное равнодушие общества, когда герои даже не замечают, как врачи пачками вывозят тела умерших от некой болезни, так похожей на ковид. Без купюр изображает современные медиа и людей, которые их создают. Критикует безликие национальные идеи, заставляет персонажей говорить о своих чувствах, не скрываясь за ширмой жизненного уклада и мнимой рутиной. В черно-белых тонах у режиссера получается провести вскрытие современного общества, каждого его элемента, чтобы показать нам всем собственную ценность, напомнить о скрытых чувствах и мечтах, рассказать о личном счастье, заставить пробудиться ото сна гнетущей и вымышленной кем-то другим реальности.
Меликян заставляет нас заново научиться жить на собственной планете, сбивая деструктивный эскапизм и желание скрыться от собственного, такого яркого и увлекательного Я. Для этого ей не нужно показывать далекие звезды и выдумывать внешний вид инопланетян. Ей достаточно показать короткий, но такой насыщенный путь главной героини, которая так и не смогла окончательно понять себя, став жертвой устаревших стигм и установок, потерявшись в этом мире черно-белого и ужасающего безразличия.
«Чувства Анны» — это медленное и вязкое кино, в котором угадываются ощущения и настроения таких картин как «Другая Земля», «Она», «Побудь в моей шкуре» и «Нелюбовь» Звягинцева. Ощущается, что автор критикует само человечество, его нравы и правила, законы и нелепые табу, которые мы сами себе можем придумывать. И несмотря на грузность и огромное количество поднимаемых тем, фильм старается пронести одну-единственную мысль нетронутой и целой: нужно любить друг друга. А еще больше — себя. Марс — далек и абстрактен, а люди — близки и реальны.