Интересное

Девять месяцев клубники: как радиоинженер Игорь Жигалев построил технологичное ягодное хозяйство

15:00 / 15.08.23
70967

Поросино, Томский район. 23 км от Томска

Мы в социальных сетях:

Почти 190 кг собранной за день клубники – таков рекорд крестьянско-фермерского хозяйства Игоря Жигалева. Радиоинженер в прошлом, он разработал собственную автоматизированную систему управления фермой, благодаря чему ягода созревает с декабря по август: сначала в зимней теплице, потом в весенней, потом в летнем пленочном «балагане», потом на открытых полях… Как выращивать в Сибири агрокультуру, на которую нет промышленной технологии, и где находить оптимизм, когда пять лет подряд значительные потери урожая – в проекте Tomsk.ru «Хороший малый!».

Получить большие возможности для бизнеса можно благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», который реализуется по поручению президента РФ. Благодаря нацпроекту предприниматели могут получить как финансовую, так и нефинансовую поддержку в своем регионе.

…Игорь Жигалев открывает щиток, установленный на летней теплице, и качает головой: компьютер показывает ошибку в системе полива — в одной из секций не сработал клапан. Придется искать причину вручную. Но в целом ручной труд на ферме минимизирован: по образованию радиоинженер, Игорь сам разработал автоматическое управление основными параметрами теплицы – температурой, влажностью, поливом, опрыскиванием, освещением в зимнее время и т.д.

«У нас сейчас посажено два гектара — это 70 тысяч растений, 2 га будет посажено в этом году, 3 га отдыхает под сидератами, остальное готовится под посадки следующих лет. Если на такой объем покупать автоматизированную систему ирригации на рынке, это будет исчисляться десятками миллионов рублей. Но поскольку нас никто особо не поддерживает (клубника не считается садовой культурой и на нее не распространяются госсубсидии на закладку садов), пришлось собирать все самому – из консервных банок», – улыбается Игорь Жигалев.
Девять месяцев клубники: как радиоинженер Игорь Жигалев построил технологичное ягодное хозяйство

«Мне не удалось поработать радиоинженером, но базовые знания были получены, и сейчас это очень помогает, – рассказывает Игорь Жигалев. – Я 20 лет отработал на одном предприятии, не совсем получалось, и в какой-то момент я начал думать – а в чем же мои сильные стороны? Чем мне хочется заниматься до конца жизни… Мне всегда нравились растения и работа инженера, и я попытался совместить. Отсюда и родилась зимняя телица, вегетарий с собственными техническими решениями».

Шесть лет назад Игорь начал экспериментировать с растениями дома. Но перед этим он попытался оценить сельхозрынок и понять: что на нем есть, чего нет? Например, уже тогда существовал огромный тепличный комбинат в Трубачево, где выращивались огурцы и помидоры.

«По основным агрокультурам рынок не то чтобы монополизирован, но достаточно жёсток, — говорит Игорь. — Не так много культур, по которым рынок ,более свободный, особенно зимой. Одна-две-три, если подумать. В их числе – клубника. Сейчас я не могу сказать, что это был правильный или не правильный выбор – у истории нет сослагательного наклонения. Но может быть, и не стоило на первом этапе именно в эту тему соваться…».
Девять месяцев клубники: как радиоинженер Игорь Жигалев построил технологичное ягодное хозяйство
Девять месяцев клубники: как радиоинженер Игорь Жигалев построил технологичное ягодное хозяйство

Сложность клубники в том, что это не основная агрокультура в нашем регионе. А значит, нет и адекватного опыта ее выращивания в промышленных  масштабах. Те же помидоры, огурцы, картошку, капусту садят уже поколениями, по ним досконально прописана технология: какие условия нужны, какие сорта чем обрабатывать, как бороться с вредителями и т.д. А вот по клубнике — ни-че-го. Например, оказалось, что в Томске нет лаборатории, способной определить тип грибка, поражающего листья (и чем их, соответственно, лечить). Игорю пришлось провести десятки экспериментов, чтобы разобраться с проблемой. Или, скажем, много времени предприниматель потратил на то, чтобы придумать систему охлаждения корней растений в теплицах – уже весной они начинали страдать из-за перегрева. Затенение теплиц не помогало, вопрос «какие еще варианты?» задать было некому.

«Пришлось идти методом проб и ошибок, – подытоживает Игорь Жигалев. — Это все оказалось невероятно сложно! Потому что клубника – это культура, которую нужно год готовить. И если ты ошибешься в одном из десятков подготовительных мероприятий, не получишь урожай.  Можно потерять все. И я так терял уже раз пять…».
Девять месяцев клубники: как радиоинженер Игорь Жигалев построил технологичное ягодное хозяйство

«Каждый год кажется – ну сейчас-то я поймал бога за бороду! Я уже такой опытный! И каждый раз потом что-то прилетает. Первый год это было грибковое заболевание, во второй – корневые проблемы. Потом возникли трудности с земляничным клещом. В этом году вон то поле запахали, потому что осенью было мало снега – сантиметра три-четыре, при этом в ноябре ударило минус 30 градусов, и все погибло. А в прошлом году в начале июня случились возвратные заморозки (ночью было -3,5 градуса), и уцелели только цветы клубники в пленочных теплицах, – вспоминает Игорь. – Но я оптимист и надеюсь, что пробьюсь. Теряешь деньги, исправляешь ошибки, находишь «консервные банки» – и снова по кругу. Отступать уже некуда, да и поступательное движение все же есть. Вот, сегодня установили рекорд – собрали 189 кг ягоды за день».

По словам Игоря Жигалева, основная проблема хозяйства – это даже не агротехника, а люди.

«Все готовы сидеть в офисе даже за меньшую зарплату, но никто не хочет в поле работать. Все переживают, что продукты дорожают, но никто не хочет идти выращивать эти продукты своими руками. На этапе, когда я экспериментировал дома, даже представить не мог таких трудностей с персоналом!».

Девять месяцев клубники: как радиоинженер Игорь Жигалев построил технологичное ягодное хозяйство

В разгар полевого сезона ему помогает жена – берет специально отпуск на работе.  В целом для эффективной работы на пике Жигалеву нужно около 15 человек. Весной с работой справляются четыре работника. В зимнюю теплицу на 4 тысячи растений хватает и одного, потому что именно эта площадка автоматизирована больше всего. Благодаря этому первый урожай в КФХ собирают уже в декабре, причем ягода такая же сладкая и сочная, как летом.

«У нас нет проблем со сбытом – потому что нет конкурентов. То, что летом везут ящиками из-за границы, вообще не похоже на настоящую ягоду! Когда я выйду на более серьезные объемы, смогу и предложить цену пониже – сейчас получается дороговато для розницы. Планирую поставить по Томску несколько собственных точек продажи, – рассказывает Игорь Жигалев. – Надеюсь, в следующем году расширим малинник, даст урожай жимолость, смородина, чтобы охватить всю свежую ягоду. С той же малиной проблемы аналогичные – нет промышленной технологии в наших условиях, проверенной поколениями. А поле на несколько га – это не бабушкин огород, существующий по принципу «Бог даст – вырастет»… Но я попробую!

Девять месяцев клубники: как радиоинженер Игорь Жигалев построил технологичное ягодное хозяйство

Возрастное ограничение – 6+