— Завершилась приемная кампания — каковы ее результаты?
— Профессия учителя становится все более популярной — за последние пять лет контрольные цифры приема выросли более чем на 20%. В этом году мы получили 544 бюджетных места на очное обучение в бакалавриате и специалитете. Молодежь понимает, что профессия учителя — работа важная и нужная, и она — вне времени. Педагогические специалисты будут востребованы всегда, это и привлекает молодых людей. Поэтому, несмотря на то, что сейчас много разных направлений и специальностей, педагогические вузы популярны среди абитуриентов.
— Какие направления самые востребованные, какие новшества в вузе?
— В этом году мы открыли новый профиль направления «Педагогическое образование» — «Английский язык. Китайский язык» и впервые будем готовить учителей китайского языка — раньше он преподавался только для будущих переводчиков.
У нас есть совместные проекты с китайскими партнерами. С Цзилиньским университетом иностранных языков мы реализуем совместную программу подготовки китайских студентов — по ней сейчас обучается 150 человек. По завершению студенты получат дипломы от каждого вуза. Проект даст выпускникам больше возможностей для трудоустройства. Также подобные коллаборации крайне важны в части культурного обмена — и это работает в обе стороны. В будущем вместе с партнером планируем открыть при ТГПУ Центр китайской культуры.
Еще одно новшество — заочная магистерская программа «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних». Она актуальна для специалистов по работе с семьями.
На разных профилях у нас идет курс «Обучение служениям», который учит студентов основам волонтерства и работы в НКО. Наши студенты участвуют в социальных проектах — от сбора мусора до участия в образовательных проектов в детских лагерях или дошкольных образовательных учреждениях, что помогает им развивать волонтерские навыки и учиться создавать собственные социально значимые проекты.
Университет также занимается продвижением русского языка и культуры в мире. Год назад, при поддержке министерства просвещения РФ, мы открыли Центр открытого образования на русском языке в Кении, где уже прошли обучение 300 человек. В этом году зарегистрировались уже 500 человек.
— Конкуренция неизбежна. Какие преимущества у ТГПУ?
— За последние пять лет мы создали несколько новых структур, чтобы улучшить качество подготовки будущих педагогов. Например, Институт развития педагогического образования с Парком инновационных образовательных практик, который занимается педагогической наукой.
Парк инновационных образовательных практик — это система лабораторий, каждая из которых посвящена определенному направлению педагогики. Лаборатория, которая занимается эмоциональным образованием, лаборатория, занимающаяся цифровой образовательной средой, лаборатория метаметодики и другие. Мы ищем лучшие педагогические практики и превращаем их в технологии, которые можно использовать в школах.
— Участвуют ли студенты в научной деятельности?
— Мы запустили систему грантов для преподавателей, но с обязательным условием — привлечение к проектам студентов и молодежи. Особенно поддерживаем проекты, связанные с педагогикой.
Конечно, научное направление тоже важно. В 2022 году мы заняли второе место среди педагогических вузов по количеству полученных грантов Российского научного фонда — выиграли гранты в области лингвистики, физики и педагогики. Второй год в нашем университете реализуется проект, связанный с технологическим предпринимательством студентов. Всего два педагогических университета получили поддержку в рамках этого проекта, один из них — ТГПУ.
Мы создали отдел, который помогает студентам писать грантовые проекты. И также открыли у себя в Технопарке Центр оценки и развития компетенций АНО «Россия — страна возможностей». Там студенты могут пройти тестирование на гибкие навыки, чтобы понять, какие у них сильные стороны, а над чем еще нужно поработать.
— Изменения в образовательной среде требуют перемен и в материально-технической базе.
— За последние два года мы создали систему технологической направленности — педагогический Кванториум и Технопарк универсальных педагогических компетенций, закупили новое оборудование, в том числе дополненной и виртуальной реальности. Будем развивать новый проект по обучению специалистов беспилотной авиации, нацеленный, первую очередь, на наших студентов, преподавателей и учителей.
— Чем вы заинтересовываете будущих абитуриентов, чтобы они поступали именно в ТГПУ?
— У нас есть специальные программы для школьников, которые уже знают, что хотят стать учителями. Это «Открытый педагогический класс» для учеников 7-11 классов и «ПРОцелевое» для самых мотивированных. В прошлом году 22 выпускника «Открытого педагогического класса» поступили к нам.
Как показывает практика, что лучшие мотиваторы – это реальные примеры. Поэтому мы стараемся привлекать студентов к работе в школах, и когда школьники видят наших активных, творческих и увлеченных профессией студентов, это их очень мотивирует. Многие студенты на последних курсах уже работают в школах — ведут уроки. С одной стороны, совмещать учебу и работу сложно, но с другой — они живым примером передают школьникам свои ценности и энтузиазм.
— Каков рейтинг ТГПУ на фоне других вузов?
— В Национальном рейтинге университетов, который публикует Интерфакс, ТГПУ ежегодно входит в топ-100 лучших университетов страны. В рейтинге университетов QS и в международном рейтинге Round University Ranking мы входим в тройку ведущих педагогических университетов России. Среди российских университетов, представленных в области «Physics» рейтинга Best Global Universities, ТГПУ — единственный педагогический вуз.
Порой нас упрекают, что в тех или иных рейтингах нас не видно. Должен сказать, что рейтинги создаются под определенные задачи. Еще несколько лет назад был серьезный интерес к международному позиционированию наших вузов, мы внимательно смотрели на место наших университетов в международных рейтингах. ТГПУ, кстати, хорошо встроился в эту систему, так как наши научные школы были связаны с физико-математическим направлением.
Потом сместились интересы. Более того, начали возникать организации, которые не просто рейтингуют, но пытаются на этом заработать. С одной стороны, участие в рейтингах, даже таких — это хорошо: чем больше линеек, по которым можно измерять вуз, тем лучше. Но когда это превращается в коммерческую деятельность — согласитесь, уже перебор. Мы выпали из одного такого «рейтинга», так как отказались от оплаты.
Есть рейтинги, которые претендуют на использование различных оценок, в том числе рейтинги других агентств, но из-за большого объема информации возникают сбои. Например, в Национальном агрегированном рейтинге, оценка по качеству образования формируется по трем позициям и оценка ТГПУ низкая из-за отсутствия данных: стоит оценка Е, что означает отсутствие данных по этому показателю.
Президент России предлагал оценивать эффективность университетов по проценту трудоустройства выпускников. В этом случае многие педагогические университеты будут находиться на высоких позициях рейтинга, потому что процент трудоустройства по специальности всегда был и есть очень высокий. Томский педагогический университет — не исключение. Здесь мы стабильны — 80% наших выпускников каждый год идут работать по профессии.
— Не секрет, что школы жалуются на кадровый голод. Какая ситуация в этом году?
Действительно, в регионе не хватает учителей, особенно по математике и физике, потому что в целом на рынке труда много вакансий для таких специалистов. Мы стараемся привлечь физиков и математиков в томские школы. Если у специалиста-предметника нет педагогического образования, мы предлагаем ему пройти дополнительную подготовку у нас в университете и работать в школе.
Решение этой проблемы — в правильном формировании кадрового запроса. Мы будем работать над этим совместно с администрацией области, чтобы определить, каких предметников и в каком количестве нам нужно подготовить. Мы совершенствуем целевой набор и активизируем работу психолого-педагогических классов. С этого года начинаем разрабатывать индивидуальные траектории для потенциальных абитуриентов, чтобы они в итоге поступили к нам. На выстраивание и отработку системы понадобится два-три года. Да, мы — федеральный вуз, и у нас учатся студенты из разных регионов, но наша главная задача — обеспечить кадрами в первую очередь собственный регион.
— С чем связано, что вы начали набор учеников на базе девятых классов?
В прошлом году мы открыли новую образовательную программу среднего профессионального образования для подготовки учителей начальных классов и набрали первую группу из учеников девятых классов на платной основе. В этом году нам дали 15 бюджетных мест на это направление. В будущем планируем увеличивать количество мест, если программа покажет хорошие результаты.
Учителя начальных классов — это специалисты широкого профиля. У них в учебном плане больше психологии и педагогики, ведь они получают знания, необходимые для воспитания детей. Принимая мотивированных учеников после девятого класса, мы ведем их непрерывно до получения диплома учителя.
Для студентов мы делаем упор на математику и информатику, чтобы они могли после окончания колледжа продолжить обучение по этой специальности в нашем университете. И планируем сократить срок обучения для них минимум на год. То есть они смогут либо пойти работать в школу учителями начальных классов, либо продолжить обучение в университете, чтобы преподавать математику и информатику в пятых-шестых классах.
— Какой настрой на новый учебный год?
— Самый позитивный! Много идей, которые хочется реализовать, а значит, и много достижений впереди. В университете мы все понимаем роль, которую играем в формировании будущего нашей страны. От учителя в большой степени зависит, каким вырастет молодой человек. И понимание, что ты можешь внести свой вклад в будущее, заряжает энергией и желанием работать. Но также и накладывает большую ответственность. И я восхищаюсь нашими студентами и каждым выпускником, вышедшим из стен ТГПУ!