Предприятие «Томскнефтехим», входящее в холдинг Сибур, периодически получает жалобы от томичей и северчан на неприятный запах. Чаще всего это жалобы на запах с химическим характером, исходящий от производства.
По словам сотрудников «Томскнефтехима», в августе и сентябре этого года с подобными жалобами чаще обращались именно жители Северска.
«У людей разные пороги чувствительно запахов»
«15 сентября была жалоба с ЕДДС (Единая диспетчерская служба города Северска). Позвонили на пульт управления нашего диспетчера, который также круглосуточно дежурит. Он принял данную информацию, сообщил соответствующим службам и организовал выезд лаборатории. Как раз было сообщение о неприятном химическом запахе. Лаборатория собралась, выехала на точку, откуда поступила жалоба, и сделала замеры. Далее результаты исследования предоставляют опять диспетчеру, где подтверждается, что предельно допустимые концентрации (ПДК) в норме», — рассказала журналисту Tomsk.ru руководитель по экологии «Томскнефтехима» Анна Рогозина.
Однако соответствие предельных концентраций веществ нормам не говорит о том, что запах вы не почувствуете.
«Порог чувствительности у запаха значительно ниже, чем ПДК, которые установлены в атмосферном воздухе. У людей разные пороги чувствительности запахов. Цветок лилия, например, для кого-то запах цветка будет сильным и неприятным, а кому-то будет приятно. Запах не говорит о том, что присутствуют вредные вещества, и они наносят вред окружающей среде», — добавила эксперт.
Черный факел, которого боятся томичи и северчане
Помимо запаха есть и другая причина обеспокоенности горожан — черный дым от факела «Томскнефтехима».
Факел — это защитное устройство, которое используется на всех нефтехимических предприятиях. Оно предотвращает попадание углеводородов в атмосферный воздух.
Периодически жители Томска и Северска замечают черный густой дым от факельной установки. Но, как рассказала нам эколог, происходит такое при возникновении внештатных ситуаций.
«Черный дым бывает только кратковременный. когда происходит какая-то внештатная ситуация. Например, посадка напряжения, резко останавливается оборудование или отключаются какие-то приборы, после чего автоматически происходит направление углеводородов на факел. Это сажевое горение говорит о нехватке кислорода для того, чтобы разложить углеводороды на СО2 и водяной пар. Никакой опасности он не представляет», — объяснила Рогозина.
Несмотря на то, что такое сажевое горение считается безопасным, оно также нормируется. В целом Томснефтехим поднадзорен государственному экологическому контролю — Росприроднадзор и Роспотребнадзор. Инспектор может приехать и произвести необходимые замеры даже не предупреждая предприятие.
Вот и мы выехали с мобильной лабораторией на две точки.
Эксперименты с атмосферным воздухом
Точки отбора проб расположены в санитарно-защитной зоне «Томскнефтехима». Такая работа выполняется по графику аналитического контроля — два раза в месяц. Но может произойти и внеплановый выезд лаборатории — на обращение горожан или по требованию внутри комбината.
Всего существует восемь точек отбора, расположенных вокруг предприятия, на расстоянии не более тысячи метров от границы производства.
Мобильная лаборатория отбирает пробы в течение 15 минут. Часть показателей можно увидеть сразу, другие — только в лаборатории.
Вместе с экологами мы сняли показатели в двух точках — с подветренной, и наветренной сторон. Подветренная сторона — это там, где ветер дует со стороны «Томскнефтехима». Наветренная сторона, это так называемая фоновая зона, ветер на этой стороне, напротив, дует в сторону предприятия.
«С наветренной точки мы сняли показатели по оксиду углерода (СО). Показатель здесь равен 0,17 мг/м3, с подветренной точки — 0,22 мг/м3. То есть данная (фоновая) точка чуть чище, чем наша — со стороны «Томскнефтехима» —, но норматив ПДК не превышен ни в одной из точек», — поделилась с нами результатами исследования старший химик предприятия Ирина Майборода.
В результате замеров, показатели в фоновой зоне оказались чуть лучше, чем в точке со стороны «Томскнефтехима», следовательно, воздух тут чище. Но в обеих локациях экспресс-анализатор показал, что содержание в воздухе угарного газа и оксидов азота в пределах нормы.