Сделать творчество своей профессией или дать ему идти параллельно? Вопрос довольно сложный, особенно для человека, наделенного талантом. Павел Никитин попробовал оба варианта: был артистом в Красноярске, затем работал в театрах Северска и Томска, руководил музыкальным колледжем. А сейчас трудится в администрации города Северска. Творчество в итоге Павел сделал не своей профессией, а отдельным направлением жизни, которое может сосуществовать с работой управленца на довольно высоком уровне.
От балалайки к солисту оперы
В музыку я попал абсолютно случайно. Вообще в школе мечтал быть спортсменом, готовился поступать на спортивный факультет в Томский педагогический университет. Но в день экзамена заболел, с температурой сдал не очень хорошо и по конкурсу не прошел. Мама спросила: «А что дальше будешь делать?»
Позже я услышал рекламу по радио о том, что объявляется дополнительный набор в музыкальное училище. Я музыкальную школу закончил, играл там на балалайке, но думал, расстался уже со всем этим. После все-таки подумал, потренировался, пришел в училище и меня взяли на отделение народных инструментов. Через год параллельно поступил на вокальное. Закончил в итоге музыкальное училище с двумя красными дипломами и в армию успел сходить.
Я думаю, образование в музучилище мне дало веру в себя, это был момент, когда в школе ты себя еще не нашел, а после — нашел и понял, что есть вещи, где ты можешь быть лучше других и проявлять себя максимально ярко. Вокал меня увлёк сильнее чем народные инструменты. Так что продолжать обучение решил в этом направлении.
Я благополучно уехал в Красноярскую академию музыки и театра, поступил на отделение оперной подготовки. Со 2 курса я был солистом Красноярского театра оперы и балета. В эти годы в разное время я совмещал работу в театре с работой в нескольких коллективах: ансамбль солистов «Тебе поем», камерный мужской хор Валерия Рязанова. Достаточно интересная была работа с гастролями, премьерами, проектами в Москве, Новосибирске, Красноярске. И мои коллеги, и руководители — это люди, которые могли поддержать и направить. Я до сих пор помню свои ощущения и стараюсь так же относиться к своим младшим коллегам. С уважением, терпением и доверием. Потому что я помню: это было действенно, когда мне помогали советом и делом.
Поскольку у меня голос – тенор, амплуа этим и определялись. Из ролей первого плана – Лыков в «Царской невесте», Ленский в «Евгении Онегине», Антонио в «Обручении в монастыре»… Была ситуация интересная, когда я вводился на роль Ленского. В театрах есть традиция отмечать премьеру. И моими партнерами в этом спектакле были народные артисты России, Лариса Марзоева и Владимир Ефимов (Онегин и Татьяна). Они меня старше намного, профессора… А я — студент старшего курса. Само участие в спектакле сложно и волнительно, а тут еще отмечание ввода в спектакль. После премьеры я подошел к дирижеру (Александр Юдасин), говорю: «Как быть?». Он успокоил: «Все нормально, сейчас соберемся». В итоге мы сидели в моей маленькой гримерке и вчетвером с моими партнерами и дирижером отмечали премьеру. Поддержка, которую я тогда от них получил, была колоссальной. Это добавило уверенности и веры в себя.
Случай, который определил жизнь
После шести лет жизни в Красноярске я вернулся в Томск в силу семейных обстоятельств. Мне было почти 30 лет. Но опять же, ничего случайного в жизни не бывает. Я позвонил в Северский музыкальный театр главному дирижеру, Валерию Шелепову. И он подтвердил, что им нужны голоса. Следующие 7 лет я был солистом Северского музыкального театра и последний год совмещал работу артиста с должностью заместителя директора.
Именно в годы работы в Музыкальном театре мне пришла мысль о втором высшем образовании. Приходилось организовывать много концертов, а это требует совершенно других навыков. Я искал куда поступать и где получить необходимое образование: смотрел специальности, университеты, брал буклеты. Нашел: то, что мне нужно, предлагал Международный факультет управления в ТГУ. Второе образование – платное, у меня был сложный этап в жизни. Но мне повезло.
Мне помог один человек, известный и в Томске, и в Северске – Геннадий Хандорин. Он уже ушел из жизни, но какую память о себе оставил и сколько успел сделать… В свое время он был генеральным директором СХК, Нефтехимического комбината. Геннадий Петрович был большим любителем театра. Ходил на все спектакли, в Северском театре у него даже было свое место. Однажды ко мне подходит директор театра и говорит: с тобой хочет поговорить Хандорин. Говорили долго, он спрашивал про меня, про себя рассказывал, про свой опыт, связанный с музыкой, а потом спросил, чего я хочу. Я сказал честно: хочу учиться, но по разным причинам не могу. Финансовая большая нагрузка, семья. Вы сильно удивитесь: через несколько дней он позвонил, сказал: «У меня есть депутатская зарплата небольшая, я ее откладываю. Хочу отдать тебе, учись». На эти деньги я смог два курса учиться в ТГУ, а потом уже оплачивал учебу сам.
Это трудно объяснимо. К большему счастью мне не раз приходилось сталкиваться в жизни с людьми, готовыми помочь другим людям совершенно бескорыстно. Возможно они принимают решение сердцем, а может быть видят дальше сегодняшнего дня. И это есть проявление мудрости и человечности. А Геннадию Петровичу я безмерно благодарен по сей день.
Второе высшее – как расширение границ
У меня на холодильнике висит магнитик – выпуск 2009, и в этот год я окончил МФУ. Утром и днем работал в театре, при любой возможности бежал на пары. С учетом специфики театра, где работа идет в выходные, есть репетиции утром и вечером, приходилось искать возможности строить график. Но опыт был интересным. Хоть второе высшее покороче с учетом, что база была получена при первом образовании, но предметы, связанные с управлением, были в полном объеме.
Для нас это было новое студенчество, мы к этому относились как к счастливой возможности получить новые знания, опыт. И мотивация у каждого была очень сильной.
Первую лекцию по экономике у нас вела Шимширт Наталья Дмитриевна. И я просто понял, что зашел не сюда: вообще, о чем идет речь? Я хотел встать и пойти, для меня все это было не понятно, потому что это было совсем не то, что происходило в театре. С Натальей Дмитриевной был связан и второй случай, когда я сдавал экзамен по государственным и муниципальным финансам. Я не смог ответь ей на несколько вопросов, она по имени-отчеству меня: «Павел Иванович, ну вам не стыдно, вы мне так отвечаете?». Мне было стыдно. Так что переподготовился и все сдал.
Я не шел в ТГУ просто ради общения – это мне нужно было в последнюю очередь. Я шел за новым образованием, которое мне было пока неведомо, но необходимо. Позднее я понял, что и общение – мощнейший двигатель всего. У нас на курсе в основном были люди взрослые, с семьями, из абсолютно разных сфер — кто из социальной сферы, кто из бизнеса, кто из нефтяной промышленности, кто из администрации. Со многими однокурсниками мы общались и после окончания учебы в ТГУ.
Образование в ТГУ – это расширение границ, возможностей и понимания, что за пределами театра есть еще очень много всего. Сейчас моя дочь учится на филологическом факультете в ТГУ. Она спрашивала: «Что эта профессия мне даст?» Я всегда говорил, что возможность. Не замыкать себя в рамках специальности, а использовать опыт и компетенции намного шире, чем кажется на первый взгляд. Мне ТГУ эти возможности приоткрыл. Я понял, что мир намного больше и в нем больше перспектив, нужно просто это делать.
Изменения и в мышлении, и в работе
Практически сразу после окончания университета мне предложили должность замдиректора по развитию Северского музыкального театра. Какое-то время я потыкался вслепую, пробовал вещи, которые сейчас кажутся обычными для театра.
Позже я стал работать в томском ТЮЗе (5 лет заместителем директора) и вот там получил еще один мощный образовательный толчок. Это немного другая сфера, другой театр, репертуар, зритель. Директор Владимир Казаченко тогда сам очень любил учиться и всегда поддерживал это начинание у других. Я ездил на повышение квалификации в Петербург, работал в сфере маркетинга и применил позже все знания в проектах, в работе со зрительской аудиторией, сайтом театра. Иной раз перебираю учебники и конспекты из ТГУ и понимаю: боже, сколько же еще не задействовано в работе. Мир так быстро меняется, что некоторые вещи проще хватать и делать на практике.
Позже я получил и опыт работы директором: после ТЮЗа мне предложили возглавить музыкальный колледж имени Эдисона Денисова. Для меня самые ценные впечатления оттуда — это большой и профессиональный творческий коллектив. Десятки людей, которые своей профессии преданы всю жизнь. Поскольку я сам училище заканчивал, хорошо знал практически всех педагогов. Второе – студенты. В эти два года, что я работал директором, мы пригласили на работу Валерия Ермошкина и создали студенческий симфонический оркестр. Студентов привлекали и к концертной деятельности, и творческой, выпускали газету «Камерон» в новом формате. Со многими из ребят мы и сейчас общаемся, встречаемся лично. Многие нашли себя в профессии, кто-то продолжает обучение в институте культуры ТГУ. Недавно одна из выпускниц колледжа мне написала: «Павел Иванович, Спасибо Вам огромное за самое лучшее и счастливое время в колледже!». Это очень приятно.
Управление и работа артистом – это не полюса. На одно и то же работает и управленец, и педагог, и музыкант. Просто степень и зоны ответственности разные. Когда ты постоянно на сцене, ей живешь – для тебя это одно ощущение. А когда несешь все виды ответственности за учреждение, отвечаешь за его развитие, должен инициировать что-то, предвидеть – это другое. И хорошо, когда ты можешь встать на позицию людей, которые трудятся в театре на разных должностях.
Профессия или творчество?
Из колледжа я ушел по простой причине: мне предложили пойти работать в Северскую администрацию в Управление молодежной и семейной политики, затем начальником Управления культуры. Я согласился: я живу в Северске, подрастает маленький ребенок. Так что сейчас моя основная работа связана именно с управлением.
При этом творчество не ушло из моей жизни: желание им заниматься во мне есть постоянно, и я всегда нахожу для творчества время. Мои друзья, музыканты, говорят: если у человеку Бог дал талант, то его нельзя зарывать. Можно заниматься чем угодно: работать, приносить пользу, но талант не отдавать людям — нельзя. И когда я выхожу на сцену и общаюсь с публикой, понимаю — ради каждого этого мгновения стоит чуть больше работать, чтобы целостность свою сохранить.
Был опыт, когда я занимался и преподавательской деятельностью, и концертной, и проектами. Репертуар за все время накоплен очень большой в самых разных жанрах: и опера, и оперетта, и романсы, и народная песня, и мюзикл. Я для себя шутил: теоретически в течение дня я могу вспомнить и подготовить программу в любом жанре. Недавно мы сделали программу народных песен с артистами томского русского оркестра, потом программу Романсов с пианисткой Дарьей Махтаевой. Совсем скоро со своими ученицами из студии «Мюзикл» мы исполним программу по песням из российских и зарубежных фильмов. Приятно, что в Томске появились пространства, в которых есть своя изюминка, душа. Дом на Пушкина 24, Театральная КвАРТира, где ты общаешься с людьми глаза в глаза, видишь реакцию и люди видят твою вовлеченность в то, что происходит.
Я научился разделять творчество и работу не в ущерб друг другу. Когда я пришел работать в администрацию и пообщался с людьми, многие стереотипы разбились. Я понял, как много профессиональных и ответственных людей работает во власти. Я убежден, что подавляющее большинство моих коллег – это профессионалы, всей душой переживающие за свое дело. Я у них и сегодня многому учусь.
Завершу как раз историей о «горьком», но полезном опыте: я в этом году участвовал в конкурсе «Лидеры России». Почувствовал, что надо подать заявку, прошел первый, второй, третий этапы. И чтобы пройти в очный этап, нужно было в назначенное время ответить на тесты онлайн. Я был уверен, что все сделаю хорошо. Приехал на работу… И у меня не включился браузер. Звоню дочери: включай компьютер, через 5 минут приеду! В итоге ничего мы не подключили… Расстроиться и обвинить во всем обстоятельства — было сиюминутное желание. Но на самом деле я понимаю, что виноват сам. Можно было приехать на 15 минут пораньше, все протестировать еще раз. Написал организаторам и получил ответ: «Это тоже выход из критической ситуации. Вы же не вышли из нее, вы не в проекте». Но они параллельно прислали мне отчет многостраничный о том, что я уже сделал в пройденных этапах. К отчету прилагались рекомендации по разным семинарам, обучению, литературе. Сейчас я нахожусь в процессе изучения предложенного материала. Это очень увлекательно.