Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+
Иногда очень сложно определить жанр фильма, особенно в современном кинематографе. Все они перемешались, так что ужасы могут рассказать милую мелодраму, а черная комедия окажется суровой и жизненной драмой. Вот и с «Он — это пуля» слишком сложно однозначно сказать, что же перед нами. Тут есть немного от триллеров, немного от полицейских драм, немного от боевиков и артхаусных картин, но в итоге все сливается в уникальный, хоть и местами необычный фильм. Впрочем, стоит ли такое смешение жанров своего? Обо всем по порядку.
«Он — это пуля» — экранизация книги американского писателя Бостона Терана «Бог — это пуля», про которую мало чего известно в России. История рассказывает про детектива Боба Хайтауэра. Он разведен, работает в полиции и перед Рождеством навещает свою дочку, которая осталась жить с матерью. Он ведет жизнь праведника, ходит на службы, активно перерабатывает и считает себя хорошим христианином, чья жизнь наполнена самоограничениями и некоторыми предрассудками. Но все в его жизни переворачивается с ног на голову, когда его бывшую жену убивает банда сатанистов, похищая с собой его дочь. Полиция бессильна, так что на помощь Бобу приходит бывшая участница этой секты Кейс, у которой свои счеты с ее лидером. Главный герой уходит со службы, набивает себе татуировки, закупается оружием и отправляется на поиски дочери вместе с новообретенным союзником.
Недаром мы сказали, что фильм очень сложно описать лишь парочкой жанров. Наравне с детективной историей и потенциальным боевиком нас ждет роуд-муви, бади-муви, хоррор, притча и полноценное авторское инди-кино, будто бы создано под вдохновением от Джима Джармуша. «Он — это пуля» хоть и спешит показать то, с чего началась эта история, но не спешит раскручивать все ее витки перед зрителем. Там, где вы будете ожидать погоню или слежку, кино покажет долгие диалоги двух главных героев. И выглядят они как противостояние двух разных идеологий, а не как беседы несчастных и уставших от жизни людей.
Вообще, диалоги в этом фильме максимально выведены в рамки функций, они не заигрывают со зрителем слишком красивыми и спутанными конструкциями и яркими художественными образами. Они здесь для того, чтобы получше объяснить, как на самом деле устроен мир, и насколько размыты границы между добром и злом. Здесь активное желание отомстить превращается в праведный и практически библейский поступок, а насквозь абьюзивное и ошибочное желание Кейс вернуться к главарю банды нисколько не осуждается Бобом, когда все идет наперекосяк.
Авторы максимально упростили своих героев, обнажая на них те черты, которые должны нести в себе нарративную составляющую. Дочь прямым текстом говорит отцу, что ей плохо без полноценной семьи, Боб как ярый католический фанатик обвиняет Кейс в ее слишком серых и полярных взглядах на религию и Дьявола, а она в свою очередь пытается донести до главного героя, что его жизнь — бессмысленна и наполнена манипуляциями.
И, на удивление, такой прямолинейный подход даже не думает раздражать. Само окружение и реальность в какой-то момент начинают выглядеть как жуткое Дантевское Чистилище, превращая действие в некий неомиф, искажая концепцию Пути Кэмпбелловского героя. Здесь Боб, как и классический персонаж, отправляется в путешествие, встречает на своем пути Наставника, находит артефакты и подвергает сомнению собственное видение мира. Но только в этом мире все происходит с точностью до наоборот. И вместо привычного образа светлого рыцаря, зритель получает понимание, что иногда возмездие — это праведная мера, а гнев может быть самым настоящим спасением.
Когда дело доходит до экшена и перестрелок, то кино окончательно срывается с катушек и начинает демонстрировать жесткие и брутальные сцены, но не придавая им особого значения, тем самым усиливая ужас происходящего вокруг. Фильм не собирается жалеть своего зрителя, ему нужно показать то, что произошло с главным героем. И только после этого зритель окончательно поймет, что имелось в виду под фразой «Бог — это пуля».
Фильм представляет собой тонкую авторскую притчу о противостоянии праведников и грешников, которые в процессе своего взаимодействия показывают, что чистого зла и добра просто не существует. Впрочем, как и Бога, согласно авторской задумке. Медитативное кино про месть одновременно отсылает к «Мэнди» с Николасом Кейджем, работам Аны Лили Амирпур, Джима Джармуша и даже Дэвида Финчера.
«Он — это пуля» — это картина-размышление о том, что может быть правильным, а что нет, где на самом деле скрывается зло, и станет ли человек хуже, поступив по справедливости. Но при этом авторы привнесли в финал картины элементы самой настоящей сказки, подарив зрителю странный, непонятный, немного неуютный, но все-таки счастливый конец. Это история про любовь к ближнему своему, про попытку еще раз выучить главные уроки человеколюбия и перестать ненавидеть друг друга за пустяки. Ведь иногда может найтись причина посерьезнее.