Изучение языка – один из увлекательных и полезных способов развития человека. И в детском возрасте это дается гораздо легче. Как правило, в школе изучать английский дети начинают со второго класса и, если не касались языка раньше, сталкиваются с определенными трудностями. Однако их можно легко преодолеть, если начать чуть раньше через формат игры. О том, как сделать так, чтобы ребенок полюбил английский язык и успевал по этому предмету в школе, поделилась директор томской языковой школы «Дарина» Дарина Кучерук.
Ситуативное или традиционное обучение?
Параллельно с традиционным школьным подходом, когда все начинается с алфавита и письма, существует также ситуативный. Это освоение языка в игре, с моделированием определенных жизненных ситуаций, без механического заучивания фраз. Это делает процесс обучения разнообразнее и интереснее.
«Это игровой формат и использование языка в проживании. Например, представить, что вы пошли в магазин или к врачу. Тебе нужно что-то сказать продавцу или доктору и понять, что он ответит. Здесь включаются и поделки: мы не просто изучаем тело человека, а придумываем монстриков. Дети сами делают их и потом могут проще рассказать о частях тела. Это тем интереснее, что ребята только открывают для себя язык и ничего о нем не знают. И такие занятия потом надолго остаются в памяти. Например, если мы учим песни, считалки – потом, когда дети вырастают и случайно попадают на урок к малышам – они все вспоминают», — рассказала Дарина.
При этом никакого противоречия школьной программе здесь нет. Напротив: ранее ситуативное обучение значительно упрощает изучение языка в школе и уменьшает уровень стресса у ребенка, разгружая его.
«Детям не надо за два школьных урока полностью понять правила: они уже с ним знакомы и просто повторяют. Например, в некоторых программах по английскому всего три урока дается на изучение алфавита. Мы можем за урок подучить конкретные две-три буквы в спокойном темпе, создаем специальный интерактивный альбом, где под каждую букву учим стихотворение, чтобы потом его нарисовать», — поделилась Дарина Кучерук.
Например: «Би доставит всех детей в гости в парк, или в музей»
Занятия в языковой школе проходят в небольших группах до 7 человек, либо индивидуально. В обучении детей языковая школа использует литературу британского издательства Macmillan Publishers, которое выпускает специальные учебники, рабочие тетради и книжки тестов. Также есть электронные версии, по которым ребенок и учитель могут заниматься онлайн. Такой формат — скорее дополнение к очным занятиям, например, если ребенок заболел, но в состоянии заниматься.
«Если у родителей есть возможность подключиться онлайн – ребенок даже при недомогании может не выпадать из процесса. Вместе с другими слушает учителя, играет, шутит. За счет того, что группа маленькая, они все друг друга хорошо знают и дружат между собой, даже потом группами на дни рождения ходят. Этот формат, отличный от урока, позволяет по-другому раскрыться и в общении ребенку», — отметила руководитель школы «Дарина».
Включиться в процесс, но не давить: советы для родителей
Чаще всего в процесс обучения ребенка включаются и родители. Кстати, в формате ситуативного обучения они играют не последнюю роль, и педагог может рассказать, как и что сделать, чтобы укрепить знания ребенка дома в том же формате, что и на занятии. К тому же, дети, как правило, охотно делятся пройденным материалом сами после первых занятий. Главное – не упустить момент.
«Когда мы учим первые фразы, дети выбегают и сразу начинают про это рассказывать маме или папе: говорить, какие слова они узнали. Бывает, что ребенок стесняется рассказать, но если у него спросить и вовлечь дома в спокойной обстановке и помогать ему, он включится и сможет вам ответить. Просто нужно пройти этот непростой период адаптации, когда информации очень много. На это уходит около месяца, после дети осваиваются на уроках, могут базово про себя рассказать и ответить на вопросы. К тому же, у нас есть своеобразные ритуалы. Например, выбрать, как попрощаться с учителем: помахать, обнять или улыбнуться», — рассказала Дарина.
Также педагог дала несколько советов родителям первоклассника:
- Не давить на ребенка и не заставлять учить материал быстрее: пусть идет в своем темпе.
- Спрашивать учителя, как действовать и помочь ребенку в его обучении;
- Не помогать излишне и давать свободу: дети могут справиться с теми задачами, которые дает преподаватель.
Кстати, языковые занятия часто получаются лучше вместе с сопутствующими упражнениями, например, с логопедом или осознанным чтением. С этим педагоги школы «Дарина» тоже помогают.
«Сейчас все больше детей сталкиваются с трудностями в чтении. Если осваивать только методики скорочтения, ребенок будет потреблять информацию механически и не сможет пересказать прочитанное. Мы учим так, чтобы дети понимали, о чем они читают – и на русском и на английском. Это важный навык, который развивается и в школе, но не так интенсивно, и этому лучше учить ребенка более вдумчиво», — отметила Дарина.
Если у ребенка пробудился интерес к языку, занятия в языковой школе смогут серьезно развить его навык и в более старшем возрасте. В школе «Дарина» занятия могут посещать и старшие школьники, чтобы улучшить оценки и понимание английского языка, сдать ОГЭ, ЕГЭ, а также взрослые для прохождения Cambridge exams.