Где и как проще всего «распилить» бюджетные средства, выделенные на государственные закупки, если вы чиновник, которому очень хочется поправить свое материальное состояние за счет государства?
Конечно, на создании программного обеспечения. Почему? Потому что программы – это не асфальт для дорог, не стадион, не мост, не ГСМ и даже не ракета. Компьютерную программу не пощупаешь руками, её нельзя измерить, взвесить, залить в бензобак. Она либо работает, либо нет. Причём вся хитрость состоит в том, что даже если ПО и работает, то это вовсе не значит, что оно было создано по реальной цене, а не завышенной. Главное – не «перестараться» с завышением сметы.
Согласно одному источнику, именно так произошло в ходе создания российской государственно-аналитической системы «Правосудие». Перестарались.
Исход проекта вдвойне парадоксален: во-первых, отечественное правосудие оказалось неспособным предотвратить правонарушение в сфере своей же ответственности, во-вторых – ставшая предметом бюджетных махинаций ГАС «Правосудие» создавалось как раз для того, чтобы сделать судопроизводство прозрачным и понятным. А еще –снизить коррупцию в судах и сократить вмешательство человека в судопроизводство. Другими словами, ГАС «Правосудие» должна была стать основой судебной реформы в Российской Федерации, а не предметом банального распила бюджета. В итоге, масштабная судебная реформа РФ находится под угрозой срыва.
Согласно данным проверки Счетной палаты РФ, конкурсы на поставку программного обеспечения в разные годы выигрывали ЗАО «ИВЦ ИНСОФТ», ООО «Итерион», ООО «Орбита-сервис». Все эти компании объединяет либо один и тот же адрес регистрации, либо один учредитель – Леонид Юхневич. Этот же человек является руководителем НИИ «Восход». А «Восход», как раз, единственный получил право выбирать компании и фирмы, которые будут заниматься разработкой систем ГАС «Правосудие». Единственный, потому что победил на конкурсе, которого не было. Конкурс без конкурса Юхневичу, по всей видимости, помог обеспечить глава Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев. Этот же Судебный департамент и был инициатором создания ГАС «Правосудие». Удобно, правда?
По информации Счетной палаты, только в 2011 году 345 миллионов бюджетных рублей, выделенных на создание «Правосудия», были «грамотно освоены» вышеперечисленными фирмами, которые связаны с господином Юхневичем. Попросту говоря, «распилены» тандемом Гусев-Юхневич. К примеру, на «обеспечение требований действующего законодательства» по «поддержанию ГАС «Правосудие» в 2013 году было выделено почти 220 миллионов 300 тысяч рублей. А что это за «обеспечение требований» — никто не знает. В результате, исчезли почти 17 миллионов рублей субсидий. Куда? Никто не знает. Даже в Счетной палате не могут установить конечное местонахождение средств.
В сами суды, как свидетельствует отчёт Счетной Палаты, так и не попало оборудование для допроса потерпевших и свидетелей в «невидимом» режиме. Вместо плановых 80 филиалов ГАС по всей России было построено только 45.
Пребывавшее в неведении высшее руководство Верховного суда получало множество поддельных документов с подтверждением того, что филиалы возведены, носители цифровых подписей куплены и реализация проекта идет по плану.
Вот только несколько самых причудливых строк расходов проекта: техобеспечение функционирования ГАС «Правосудие» —2 852 702 600 рублей; интеграция информационных ресурсов — 11 304 400 рублей; обеспечение доступа граждан, организаций гос- и органов местного самоуправления к информации о деятельности судов — 70 668 300 рублей. Набор красивых и сложных слов, с помощью которых из бюджета были списаны деньги.
Помимо всего прочего, в этой опасной афере кроется очень опасный нюанс — договора заключались с оффшорными компаниями, контролируемыми Юхневичем. А это значит, что иностранные компании с сомнительной репутацией имеют доступ к специфическому государственно важному механизму, который отвечает за работу всей судебной системы Российской Федерации.
Но самое пугающее в этой истории даже не это. Согласно результатам аудита Счетной Палаты, плоды «реформирования» Гусева и Юхневича усложнили работу судов в разы. Убогий интерфейс внутренних программ ГАС «Правосудие» требует постоянной доработки и модернизации. А модернизация – это дополнительное бюджетное финансирование. То есть, мошенники не только нашли способ нажиться, а и придумали хорошую схему как «сесть на бюджетный поток» на постоянной основе.
Всего же, в результате вышеописанных махинаций, Гусевым и Юхневичем было «распилено» порядка 1 миллиарда рублей. Прецедентов воровства бюджетных средств такого масштаба не было ни в одной стране мира и, конечно, это заставляет задуматься. Равно как и то, что кража произошла в ущерб реформированию судебной системы, от эффективности и компетентности которой фактически зависит судьба простых граждан.