В прошлом жизнь людей состояла из будней и праздников. Похоже, современного человека такая расстановка совсем не устраивает. Не желает он серых трудовых будней, а желает продолжения новогоднего банкета. Вот, например, 30 января объявлено Днем Деда Мороза и Снегурочки. Праздник провозглашен древним языческим, призванным символизировать окончание зимы.
Я об этом празднике слышу впервые. Но мое незнание, конечно, не может служить поводом для отмены торжества. Потому, устыдившись, приступила к поиску истории и особенностей этого праздника. Поиск-расследование оказался чрезвычайно коротким. Все следы возникновения праздника ведут на «проект календаря праздников» в Сети, а не вглубь веков.
Я уже писала, что традиции могут и должны быть адаптированы к современной жизни. Но это предполагает как минимум знание традиции. Как максимум — ее понимание. Потому нынешние изготовители новых народных праздников должны были в формулировке указать, что современные персонажи (образы) Деда Мороза и Снегурки имеют древние мифологические корни. Знакомство с этими персонажами, рассказ о них, можно начинать в любой день зимы и даже ранней весной. А окончание зимы призван символизировать праздник иной — Масленица.
Теперь подробнее. Календарь праздников древних славян знает один большой зимний праздник — праздник Зимнего Солнцеворота (зимнего солнцестояния). Праздник этот растянут во времени и включает в себя много особых дней. Кроме этого, январь, как и любой другой месяц, содержит отдельные дни и числа, имеющие у народа свои, особенные названия. Они всегда соответствуют признакам природы или крестьянским работам, приуроченным к ним.
В январе половина зимы оканчивается, а половина остается. Люди отмечали этот «перелом зимы» следующими днями: Петр-полукорм (половина запасов съедена); Афанасий-ломонос — «на Афанасия береги нос», в силу вступают трескучие морозы и сильные ветра, зима борется с летом; Антонины Половины; Тимофей-полузимник и Аксинья-полузимница (полухлебница). Цикл этих дней приходится на конец января — начало февраля. На названия этих дней уже наложен отпечаток христианской культуры, но обрядовые действия имеют языческие корни.
30 января пекли толокняные колобки — символы Солнца. Оно уже набирает силу, дни прибывают, ночи укорачиваются. В этот день с помощью колобков «отваживали» от двора нечистую силу, в том числе и Мороз.
Обряд назывался кормлением Мороза и проводился во многие зимние дни в разных формах. В дни середины зимы бросали колобок на улицу со словами: «Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и увес! А теперь убирайся подобру поздорову…». В некоторых областях этот обряд проводился ранней весной.
В народных приметах наличие или отсутствие мороза связывалось с будущим урожаем или неурожаем. Несвоевременное появление мороза могло испортить или полностью уничтожить посевы. Поэтому в первой половине зимы Мороз кликали (приглашали), а затем устраивали ему кормления. Начиная с середины зимы, Мороз угощали, задабривали, но уже не приглашали, а наоборот — прогоняли.
В связи с этим особенно странным представляется выбранная дата — 30 января как день Деда Мороза. Но, коль пришлось, вспомним историю этого образа.
Сейчас Мороза называют дедом и изображают стариком. Эта характеристика указывает на то, что Мороз — древний мифологический персонаж.
Современный образ Деда Мороза как символ празднования Нового года сформировался под влиянием традиционных представлений о морозе как природной стихии: Мороз — старик суровый (даже небольшой «мороз не велик, да стоять не велит»), имеющий огромную силу («Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет»).
Образ Снегурочки формировался на основе предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега. Оно сохранилось в народном сказании о Снегурке и в традиции лепить из снега идолов. Сказка говорит: не было у старика со старухой детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снега, положил его на печку — и явилась прекрасная девочка. Так народная фантазия описывает одно из явлений природы — таяние снегов от яркого теплого солнца, их испарение и появление дождевых туч. Эти явления служат предвестием весны и пробуждением земли к жизни.
В 30-х годах 19-го столетия Островский написал пьесу «Снегурочка». В этом произведении Снегурочка — дочь Мороза и Весны-Красны. Позднее по пьесе Островского Римским-Корсаковым была написана опера «Снегурочка».
Окончательный новогодний образ Снегурки как внучки Мороза начал формироваться после официального разрешения праздновать Новый год в Советском Союзе в 1935 году.
Вот так в результате развития этих образов мы получили несколько перевернутую картину. Суровый Мороз предстает в образе добрейшего Деда Мороза с подарками, да еще и в шубе цвета солнца, огня, жизни — красной, в то время, когда от Мороза на самом деле кровь стынет в жилах. А Снегурка, предвестница весны, таяния снегов и жаркого солнца, разгуливает средь зимы, помогая Деду, в шубке синей — цвета лютых морозов.
Возможно, для того чтобы разобраться в этих хитросплетенных сюжетах необходим если не праздник, то особый день. Но — с указанием на то место, откуда традиция растет, а не с абстрактными формулировками о «древнем языческом празднике» непоймиочем.
Вовсе не претендую на истину в последней инстанции. Любопытным предлагаю к чтению:
Русская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо; СПб.; Мидгард, 2006
Сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки». Любое издание.
А.Н. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу». Любое издание многотомного труда.
Елена Трофимова