Обстановка на антинаркотических фронтах усложняется. Дурман мимикрирует, предлагает новые вызовы. Эти перемены, как говорится, держат в тонусе специалистов очень разных сфер: от учителей и психологов до сотрудников силовых структур, от медиков до представителей муниципальной и областной властей. О победах и поражениях томских «антинаркотических отрядов» журналистам рассказал Владимир Мысин — начальник комитета общественной безопасности областной администрации, который по совместительству руководит аппаратом областной антинаркотической комиссии. Эта структура — своеобразный круглый стол, за которым участники процесса могут увязывать свои планы друг с другом, обмениваться информацией, расставлять акценты, спорить… Словом, делать все то, что на языке чиновников принято называть межведомственным взаимодействием.
Немного цифр. В прошлом году силовики общими усилиями изъяли 134 килограмма наркотиков. В этом — на 8% меньше. «Прошлогоднего показателя цифра, вероятно, уже не достигнет», — предполагает Владимир Мысин. Он также обратил внимание журналистов на изменения видовых пропорций изъятых наркотиков: доля марихуаны сократилась, количество изъятого героина по сравнению с прошлым годом выросло незначительно — (до 9,9 килограмма), а вот синтетики в этом году изъяли в два раза больше: было 2,4 килограмма, стало 4,8. Руководитель антинаркотической комиссии назвал эту тенденцию тревожной и предупредил, что в дальнейшем она будет нарастать.
— Сейчас уже понятно, что синтетически наркотики не менее опасны, чем тот же героин, — высказался в своем выступлении Мысин. — Процесс реабилитации после их длительного употребления проходит дольше, они сильнее и быстрее влияют на психику. Молодежи для попадания в психиатрическую лечебницу с глубокими нарушениями бывает достаточно нескольких месяцев употребления. Героин — это тоже страшно, но с этим пороком люди, бывает, умудряются жить десятилетиями. С синтетикой же этот номер не пройдет.
Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выросло почти на четверть — до 1861. Представитель антинаркотической комиссии подчеркнул одну деталь: фигурантами дел, связанных с наркотиками, теперь на порядок чаще становятся люди, которые до сих пор не были замечены в нарушениях закона.
— Эти данные говорят о том, что в сферу достаточно активно вовлекаются новые люди, — поделился своими выводами Мысин. Он также добавил, что за минувший год были заблокированы порядка 50 интернет-ресурсов, через которые осуществлялась торговля запрещенными веществами на территории Томской области.
— В пяти случаях виртуальные торговцы были задержаны и стали фигурантами уголовных дел, — уточнил спикер пресс-конференции.
До сих пор основным ареалом распространения наркотиков оставались крупные города области: к числу самых проблемных населенных пунктов было принято относить то Стрежевой, то Северск.
— В этом году наркоторговцы стали проявлять большую активность в сельской местности, — отметил Мысин. В числе муниципалитетов, наркологическая обстановка в которых заметно ухудшилась, он выделил Молчановский, Асиновский и Зырянский районы.
— Будем усиливать работу по профилактике в сельской местности, — обозначил представитель областной администрации одну из задач на следующий год.
О деньгах. В уходящем году на областную подпрограмму по профилактике наркомании было израсходовано 37 миллионов рублей.
— По меркам Сибирского федерального округа это довольно солидная сумма, в основном средства были направлены на закупку оборудования как раз для сельских наркологических кабинетов, — сообщил Владимир Мысин. — В этом же году мы серьезно усилили областной наркологический диспансер: закупили для него американский хроматограф. Он обошелся в 27 миллионов рублей, но это оборудование стоило того. Во-первых, оно кратно ускорило процедуру анализов; во-вторых, оно умеет «находить» в крови даже те наркотики, которые еще не внесены в реестр Госнаркоконтроля. Именно за счет этой аппаратуры за сравнительно небольшой промежуток времени было выявлено порядка 30 новых видов синтетических наркотиков. Именно благодаря этому приобретению у нас есть возможность строить свою работу эффективно.
Об опыте работы с негосударственными реабилитационными фондами.
— Три организации у нас получили госаккредитацию и теперь имеют возможность работать с пациентами, лечение которых оплачивается за счет государства, — сообщил представитель власти. — У нас 24 человека уже получили финансовую господдержку на восстановление. В то же время, с негосударственными фондами у нас не все гладко. Одни действительно укомплектованы и специалистами и оборудованием, другие работают непрофессионально, занимаются реабилитацией только на словах. Зачастую это просто некие места, где наркоман может ненадолго спрятаться от привычной среды. Но и только, никакой поддержки им зачастую не оказывается.
Владимир Мысин заявил, что в следующем году антинаркотическая комиссия намерена провести работу по упорядочиванию ситуации на рынке частных реабилитационных центров.
— Госакредитация таких центров — добровольная процедура, но те, кто ее прошел, фактически получают знак качества, критерии там довольно жесткие, — разъяснил представитель власти. — Теперь этим организациям никакие проверки не страшны. А в отношении всех остальных этим необходимо заниматься, что мы и будем делать в следующем году.
Игорь Сергеев. Фото Олега Асратяна