Авторские материалы

Взгляд на кризис. Советы матери-одиночки

23:10 / 21.12.14
5239
Мы в социальных сетях:

От редакции. С приходом очередного — не первого, и, конечно, не последнего в нашей жизни — черного вторника мы решили узнать, как реагируют на финансовый кризис люди из самых, как говорится, разных слоев населения. С какими проблемами они уже столкнулись, как справляются с ними, что советуют предпринимать… Мы попросим рассказать об этом студентов и трейдеров, представителей мелкого и среднего бизнеса и пенсионеров, бюджетников и весьма состоятельных господ. А первое слово – обычной томичке, которая одна растит ребенка.

Я часто думаю, откуда это у меня – возникающее порой предчувствие, что надо пойти и прикупить того-сего на будущее. Времена дефицита давно прошли, да и лично наша семья не особо-то бедствовала в предыдущие кризисы – сказывалось положение в обществе старшего поколения. Так что научиться делать запасы тогда я, подросток, вряд ли могла.

Что же случилось со мной потом? Может, гормоны (и спасибо им, коли так) после родов разыгрались… Помню как, ходя из угла в угол по комнате с младенцем на руках, прикидывала, как мы будем жить в условиях отсутствия помощи от папаши и наличия съемной квартиры. Все до мелочей просчитывала. Сколько денег я буду отдавать няне, пока не дадут место в саду, чтоб выйти на работу. По сколько кило каких продуктов я смогу купить на оптовке, и как сделать так, чтоб хватило на месяц. Что, помимо еды, купить на остатки зарплаты крайне необходимо, а без чего можно и обойтись.

Это было 11 лет назад. С тех пор и жилье собственное появилось, и зарплата не самая худшая. Хоть и по-прежнему одна на нас двоих. Но я то и дело подолгу не могу заснуть из-за дурацких, вроде, мыслей — а ну как завтра что-то случится? Мало ли что может произойти. Сколько тогда мы продержимся? Начинаю мысленно подсчитывать наши продуктовые запасы и с облегчением засыпаю только, когда убеждаюсь: на месяц точно хватит, а там, глядишь, все успокоится, и потечет привычная жизнь…

Словом, запасы небольшие в доме у нас всегда были. Но когда два-три месяца назад ни с того ни с сего я каждый вечер стала притаскивать домой то муку впрок, то пачки всевозможных круп или макарон, ребенок занервничал. Распереживался за психологическое и умственное здоровье матери. А я и сама за него беспокоилась. Ну что это такое: приходит женщина с работы и садится медитировать перед шкафом со стратегическим продуктовым запасом. Потом открывает забитую еще с августа-сентября доверху морозилку — и опять медитирует. А если что-то съедается, и местечко освобождается, на следующий же день что-то другое кладется на это место… И в идеале количество купленного должно вдвое превышать количество съеденного. Не влезет? Впихнем! Вот такая у меня установка. Я как-то даже подругам звонила и плакалась: «Остановите меня кто-нибудь!». Но ни у кого не получилось.

А потом началась всем известная гречневая история. А еще потом – валютная и заодно – всеобщеподорожательная. Теперь сын уважительно говорит: «Как хорошо, что ты заранее все купила». А я продолжаю обегать магазины, в которых периодически проходят акции, – и покупать, покупать, покупать… Уже не только продукты. Мыльно-рыльные принадлежности типа зубной пасты, шампуня и стирального порошка тоже места не пролежат. Трусы-носки-колготки опять же… И лекарства, да.

Я помню опрос на этом портале – про всю ту же гречку. Я тогда, разумеется, ответила, что успела закупиться дешевой. А большинство отвечало, что принципиально против закупок впрок, что это-то как раз и приводит к дефициту и подорожанию. Может, так оно и есть – не разбираюсь я в этом, я не экономист. Я – мать, и главная моя задача – делать все, чтобы мой ребенок был здоров, сыт, одет и обут. Все остальное – вторично, если не более. И если я предчувствую, что завтра все, что нам необходимо, подорожает, я вооружусь большими пакетами – своя ноша не тянет, и пойду по магазинам.  

Собственно, в этом и есть мой совет. Он адресован тем, у кого денег в кубышке все равно не хватит на то, чтобы вложить их в недвижимость, автомобиль, драгметаллы или более-менее приличное количество валюты. Не зря же говорят, что сейчас — парадокс, да — более уверенно себя чувствуют люди, у которых нет больших сбережений – нам нечем рисковать. И кризис мы переживем. И не такое переживали.

Кира Сергеева