Да-да — делите надвое все, что слышите об этой истории от обеих сторон. И надвое — это еще как минимум. Ни одна сторона не расскажет вам всей правды, которая касается этого конфликта. Имхо — на сегодняшний день самое мудрое, что было сказано по поводу возможного прекращения вещания ТВ2, — это слова мэра. «Нельзя вовлекать в конфликт людей, не имеющих полной и достоверной информации о происходящем», — заявил Кляйн, советуя руководству ТВ2 и ОРТПЦ сесть за стол переговоров.
Вообще, в истории «Закрытие ТВ2, дубль второй» для меня лично важнее не будущее телекомпании, а раскол в журналистских кругах Томска. Уже пошли разговоры среди коллег о том, кто кому больше руки не подаст, кто о чем/ком больше писать не станет.
Сколько человек в лагере сторонников ТВ2, подсчитать трудно, но в принципе можно — журналисты из числа тех что «за», пишут авторские статьи в поддержку «твдвашников», обозначают свои мнения в соцсетях, обосновывают их в эфире… Вот сколько у них «профессиональных» оппонентов — непонятно, ибо высказываются далеко не все из них.
Некоторые молчат потому как кое-что знают, но говорить об этом во всеуслышание не будут. Некоторые — потому что просто не желают переходить на личности. Причины опять же разные — у многих есть свои личные «обидки» на ТВ2, но пинать слабого, уже почти лежачего, пользуясь случаем, как-то неприлично. Другим просто не хочется вступать в открытую конфронтацию, и это тоже вполне понятно — ТВ2, может, закроется — может, нет, а город-то точно останется. И люди останутся. И от власти, и общественники, и прочие ньюсмейкеры. Со многими журналистам и редакторам еще работать и работать, нравятся они тебе или нет. А ну как кто из них из чувства «высшей справедливости» решит тебе руки больше не подавать? В общем, мухи отдельно, котлеты отдельно — как-то так.
Я считаю — все позиции, хоть «за», хоть «против» ТВ2 имеют право на существование. Это абсолютно нормально. И, вроде, в ТВ2 этого и не отрицают. «Мы уважаем мнение каждого», — периодически доносится с экрана со специально вывешенной табличкой «До отключения осталось … (столько-то) дней». Но. Именно поведение ТВ2 в этом плане окончательно развернуло меня на сторону тех, кто против нее. Хотя сначала я была даже немножечко «за», потому как там есть люди, с которыми я работала, которых я уважаю, которым сопереживаю… К тому же, вызывало уважение то упорство, с которым коллектив телекомпании принялся отвоевывать ее.
Но, ребята, нельзя заявлять о том, что вы объективны, и вместе с тем подавать другую — не вашу — точку зрения, предварительно полив ее соусом из смеси горькой иронии, сожаления о всемирной несправедливости и возмущения: дескать, смотрите, вот оно — истинное лицо тех, кто против нас… фу, какое… Вы, мастера тележурналистики, прекрасно понимаете, о чем я. А вот ваши многочисленные зрители из числа бабушек, продавцов и водителей маршруток, увы, запросто могут не понять.
И уж тем более нельзя обижаться на другую точку зрения. Вы любите иносказательно рассказывать про эту историю с нежеланием ОРТПЦ продлять вам договор. Пример о том, как некто приходит на почту отправить посылку, а ему говорят «Мы ее не возьмем, потому что нам не нравится ваше лицо», вы повторяли уже столько раз в разных интервью, что оскомину набило… Уже все поняли, что вы умеете выстраивать забавные и понятные аналогии. А вот не менее иносказательная история из Фейсбука (про честную женщину, которая брала у мужа деньги, а свой супружеский долг не выполняла, а мужу это надоело, и он пошел по проституткам, а потом и вовсе выгнал жену из дому) — эта история вам показалась оскорбительной. Хотя там ни слова про ТВ2 не было. Вы же сами поняли, о чем речь.
Коллеги, вы вообще очень во многом сами себе противоречите. У вас в ньюс-руме с незапамятных времен на одной из настенных «скрижалей» говорится, что журналист ТВ2 держит ироничный тон по отношению к власти и сочувственный — в отношении, так сказать, «обычных» людей. То есть, получается, даже когда власти правы, по поводу них надо съязвить, а «маленького человека» поцеловать в лысинку? Хотя, к чести многих «твдвашников» будет сказано, это правило далеко не всегда соблюдалось. Но тут опять же противоречие.
«Я всегда, независимо от ситуации, проявляю вежливость, тактичность и терпимость по отношению к гостям и сотрудникам телекомпании, при телефонном и личном общении», — вот еще одна цитата. Из Корпоративного кодекса телекомпании ТВ2. Ну да. Десятки звонков в редакцию по поводу протекших унитазов даже самого тактичного журналиста сведут с ума, и он рано или поздно гаркнет в трубку: «Мы вам не управляющая компания и не сантехники, решайте свои проблемы сами!». И гаркали. И гаркают. И правы. Просто стоит вычеркнуть этот пункт из кодекса, а то как-то необъективно опять же получается.
А уж если вспомнить о том, что на ТВ2, по крайней мере, раньше существовал негласный список персон нон-грата, «которых мы не показываем»… Да, в их числе есть те, о которых говорят: «городские сумасшедшие». Но опять же — не надо тогда про объективность.
Я это все к чему веду… Я могу понять не журналистов, которые за ТВ2. Корреспонденты телекомпании действительно многое рассказывают о жизни города — что где-то там дороги не расчистили, продукты подорожали, а тут еще и в поликлинике очередь. И нередко даже помогают многим своим зрителям — в том, чтобы дом отремонтировали, чтобы больной ребенок не остался без средств на лечение, чтобы светофор поставили на опасном участке дороги… И бабушки, продавцы и водители маршруток потом с волнением и признательностью говорят в телекамеру: «Если бы не вы…. И вообще — мы только благодаря вам новости узнаем, откуда их узнавать, если вас не станет, не знаем…».
Ну не все — далеко не все! — бабушки, продавцы, маршрутники и прочие «обычные» люди знают, что в Томске есть еще с добрый десяток СМИ (и печатных, и в интернете, и на радио, и на других телеканалах). И многие из них гораздо раньше, чем ТВ2, чуть ли не в режиме онлайн, уже все рассказали про эти самые истории, о которых потом в каком-нибудь из вечерних выпусков, а то и на следующий день, если не позже, поведает ТВ2. И комментарии всех сторон в этих других СМИ уже есть. И, если кому-то нужна помощь, все необходимые звонки журналистами уже сделаны. Но — сотни человек скажут спасибо ТВ2. И это не их проблема, что они не знают о других источниках информации. Это наша недоработка. Потому повторяю: я очень даже могу понять не журналистов, которые за ТВ2.
А вот журналистов — нет. Не могу.
«В отношении конкурентов и коллег из других СМИ я придерживаюсь принципов уважительного отношения, корректной и честной конкуренции». Это еще одна цитата из Корпоративного кодекса сотрудников ТВ2.
А теперь еще три цитаты.
«Прямо скажем, сегодня на всей громадной территории Российской Федерации, если говорить об эфирном телевидении, стоит один штырь, который раздражает власть имущих, — это ТВ2. Больше ничего нет. Да, есть «Дождь», есть «Свобода», но это все — не эфир. А вот эфирное телевидение, которое подходит под критерий «средство массовой информации», где люди занимаются журналистикой, а не пропагандой, не пиаром, — это ТВ2. На всю страну остался один канал — региональный канал ТВ2», — это из отзыва журналиста Игоря Яковенко со специально созданного сайта «ТВ2. Хроника (не)объявленной войны». Получите-распишитесь, все региональные телекомпании страны. Не подходите вы все под критерий «СМИ».
Но этого мало. И Игорь Яковенко продолжает: «Мне кажется, что известность ТВ2, его уникальная журналистская история в какой-то мере могут послужить защитой. Потому что и у жителей Томска это единственный сегодня надежный источник информации». Тут уж всем журналистам изо всех томских СМИ, и не только телевизионных, пора выстраиваться в очередь на биржу труда, попутно сжигая собственноручно написанные тексты новостей и статей и посыпая себе голову тем, что от них останется. Что толку продолжать работу — сказано же, ТОЛЬКО ТВ2 надежный источник информации.
«В новогоднюю ночь все мы загадываем желания, в радостном волнении строим планы на следующий год. Но в это 1 января 300 человек могут остаться без работы, а еще 600 000 — без качественных новостей», — а это отрывок со страницы группы поддержки ТВ2 во «ВКонтакте». Написан сочувствующими. Журналисты из других томских СМИ, вы все еще продолжаете читать? Вам же сказано — на биржу труда. Вы делаете некачественные новости.
С той же страницы в соцсети: «Если Вы зарегистрированы на сайте втомске.ру, можете оставить к этой статье свой комментарий, высказать свое мнение о ТВ2 и предстоящей акции. Надо как-то разбавить поток бреда, который там понаписали в комментариях)». «Поток бреда» — это комментарии тех, кто не собирается отстаивать ТВ2. Куда как объективно…
Да, это слова не журналистов телекомпании. Не их руководства. Но ничего против такой позиции своих защитников никто из них — открыто, по крайней мере, — не высказывает. Еще один ненужный пункт в Корпоративном кодексе?
Потому я и говорю, что не понимаю журналистов, которые борются за то, чтобы ТВ2 продолжала вещание. Ну, ваше дело. Имеете право. «На ТВ2», как говорится в специально написанной песне-речевке. А я останусь со своим. С правом на без ТВ2. Имею же право, так, объективные мои коллеги?
Ирина Костина