В Томске стартовало традиционное осеннее действо под названием «бюджетный процесс». Каждый год депутаты и чиновники затевают ритуальную битву, деля шкуру неубитого медведя — доходы будущего года. Летят стрелы и дротики, иногда даже молнии и «Грады»… Новичку может даже показаться — ух, что-то будет. Однако все кончается миром. Исполнительная власть, которая представляет проект бюджета, таки отыскивает миллиардик-другой, некоторые депутатские «хотелки», не самые затратные, включают в «тело» бюджета, другие ставят на очередь, и все завершается дружным голосованием «за» при одном против (Баба Яга всегда против) и двумя воздержавшимися.
Для тех, кто не очень в теме, поясню насчет «хотелок». Так с легкой руки бывшего губернатора называют депутатские поправки в бюджет, не обеспеченные финансово. Как правило, они касаются проблем округа — заасфальтировать дорогу, подвести газопровод и т.п. То есть, вещи полезные, но пряников сладких всегда не хватает на всех.
При этом насколько не хватает, сказать раз от раза становится все затруднительнее: городской бюджет очень сильно зависит от областного. В разы больше, чем последний — от федерального. Поэтому все цифры, которые называют на данный момент, носят весьма условный характер. И если доходы будущего года в проекте, который во вторник был озвучен на комитете городской думы по бюджету, экономике и собственности, прописаны в размере 10,3 миллиарда рублей (расходы почти на полмиллиарда больше — здравствуй, дефицит!), то это вовсе не означает, что они такими и будут.
По большому счету это значит только одно: в области бюджетный процесс тоже «идет». И сколько нам, томичам, достанется, неизвестно. В представленном проекте заложено снижение доходов городской казны — по сравнению с нынешним годом на 21 процент. Но финансисты, как известно, всегда предпочитают скорее перебдеть, чем недобдеть. Да и перед областью надо выглядеть пожалостливей.
Так что не будем нагонять панику. Слухи о нашей смерти сильно преувеличены. Томску с его почти 3,8-миллиардным долгом еще далеко до многих российских городов, которые спокойно имеют муниципальный долг, равный 100 процентам собственных доходов, и ничего. У нас долги едва перевалили за 60%. Их обслуживание в год обходится каждому томичу в 508 рублей (два кило скверной колбасы — где наша не пропадала?!). Правда, Счетная палата говорит, что это — абсолютное лидерство по СФО. «Зато» по расходам на образование и культуру мы в хвосте…
Ну, чем богаты… Вроде, никто сильно не жалуется. В любом случае, как мы уже не первый год слышим, львиная доля бюджетных расходов расходуется на «в широком смысле социалку». Так и нынче. То есть, все обязательства по зарплатам, пособиям и прочее будут выполнены. Не волнуйтесь, бюджетники. Деньги на функционирование муниципальных учреждений заложены, и даже «дорожные карты» по зарплатам будут соблюдены. Что же касается развития, то — извините, только продолжение ранее начатых проектов.
Ничего хорошего в таком раскладе нет, но это именно то, что оптимистично называют «социально ориентированным бюджетом». (Невольно вспомнилась недавно озвученная Путиным байка про оптимиста и пессимиста). До «излишеств» — как-то котельная в Лоскутове, апгрейд городских очистных и прочие дорожно-комхозовские неинтересные дела — руки не доходят. Разве что кто (вышестоящие бюджеты?) подаст на бедность…
Так повелось давно. (Не случайно, и об этом скажет глава Счетной палаты Томска Владимир Вакс, Томск лидирует среди сибирских городов по количеству бюджетных поправок за год: деньги своей столице область отпускает очень маленькими порциями). Но «давно» не было того, что сейчас дипломатично называют «крайне нестабильной финансовой обстановкой». И нефть давно росла, а не падала. И доходы населения.
Короче. Как объявила депутатам Ирина Ярцева, начальник городского департамента финансов, безвозмездные поступления из области гарантированно уменьшатся на 6 процентов. Что касается разовых даров, то на них в таких условиях вряд ли стоит особо рассчитывать.
Но все это еще полбеды. Беда, что прогнозы по собственным доходам городского бюджета больше напоминают гадание на кофейной гуще. А тут еще и федерация опять изменила правила игры на земельном рынке. Как отреагируют на них застройщики? Как будет продаваться (то есть, покупаться) земля под строительство? А это — миллиард с лишним…
О больших рисках по доходам будущего года говорил опять же глава Счетной палаты. Вообще, аудиторы дали не слишком-то лестную оценку проекту бюджета. Начиная от программного якобы принципа построения — на самом деле планирование ведется «от достигнутого» — качество программ невысоко, особенно тех, которые должны быть базовыми: экология, деревянная архитектура, инженерная инфраструктура… Значительная часть программ вообще не обсуждалась на думских комитетах — что является прямым нарушением законодательства. Но главное — не достигнута основная цель: увязка денег с конкретными мероприятиями. Это то, что несколько позднее спикер Сергей Ильиных назовет «блистательными мечтами».
Заметим от себя: вот уж где увязка так увязка — так это на «деревяшках». На сохранение памятников деревянного зодчества в 2015 году (а также 16-м и 17-м) предполагается потратить аж по 10 миллионов рублей. Впору переименовать документ в программу по уничтожению памятников… А то место, которое в будущем бюджете отведено инженерным сооружениям, заставило председателя комитета по городскому хозяйству Владимира Резникова заявить, что его (комитет) можно спокойно закрывать: все равно толку никакого. В приоритетах власти не системы городского жизнеобеспечения, а что-то иное. «Я не понимаю, чем это отличается от проекта скоростного трамвая и Томска 3.0», — в сердцах бросил депутат.
О необходимости четко расставлять приоритеты — в условиях, когда необходима жесткая экономия! — говорил и Сергей Ильиных. Деньги вкладываются в «незавершенку», в долгоиграющие миллиардные проекты, а самое важное и необходимое оказывается второстепенным.
Всего «второстепеннного» набралось нынче минимум на два миллиарда — столько «весят» не учтенные разработчиками проекта бюджета решения комитетов (полтора миллиарда) и предложения отдельных депутатов. Они и станут предметом обсуждения на согласительной комиссии, которая начнет работу сразу после праздников, 5 ноября. В конце месяца уже измененный вариант бюджета будет вынесен на общественные слушания (тоже ритуальное действо, где возможность высказаться предоставляется всем городским сумасшедшим), а затем уже будет принят в декабре на общем собрании думы.
Далее, по известному сценарию, уже в январе в город поступал первый транш из области. Затем второй, третий etc. Как будет нынче? Поживем-увидим. В любом случае, рядовые томичи резких изменений не почувствуют. Наверное.
Алла Белая