Похоже, мэрия все еще осваивает порядки, привнесенные Иваном Кляйном. Нестыковки и рассинхронизация работы различных департаментов, управлений и комитетов наглядно проявились в ходе недавнего собрания инвесткомитета. Планировалось, что чиновники обсудят на нем бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, запланированные на 2015 год. На практике же разговор по повестке состоялся в усеченном объеме. Зато добавилась внеплановая программа: дидактические высказывания теперь уже не такого уж и нового градоначальника, который жестко раскритиковал как работу нынешних подчиненных, так и некоторые аспекты деятельности команды своего предшественника.
Не секрет, что экс-мэр Николай Николайчук, реализуя крупные инфраструктурные проекты, зачастую принимал рискованные решения. Такой стиль был заметен даже по ходу успешных строек. Например, пушкинской развязки. Проектная документация на объект неоднократно перекраивалась прямо в процессе работ, при этом внесенные корректировки далеко не всегда оформлялись документально. Да, развязку в результате построили в сверхсжатые сроки. В то же время некоторые составные части глобальной стройки до сих пор не приняты в эксплуатацию. Корень ставшей притчей во языцех проблемы с обслуживанием надземных и подземных переходов именно в том. Есть и еще одна проблема: сложности с расчетом подрядчиков и субподрядчиков. Отдельные участники строительства развязки до сих пор дискутируют с чиновниками теперь уже новой команды мэрии о стоимости своих работ.
Хватало и примеров, когда риски себя не оправдывали. Погнавшись за федеральными деньгами на строительство левобережной дороги, экс-мэр не мог не понимать, что своих средств на софинансирование у города не будет точно, а гарантии региональных властей, данные лишь на словах, могут быть отменены в любой момент. В итоге так и вышло. Стройка теперь заморожена. И когда до нее вновь дойдут руки, не пришлось бы все заново строить. Пример поскромнее — надземник на проспекте Мира. На него город тоже рассчитывал получить деньги из Москвы. Однако подрядчик — предприятие «Сибмост» — начал строить объект еще до их получения. В итоге деньги получены не были — город не смог выполнить все условия, чтобы их получить. Стройка с тех пор висит в воздухе.
Иван Кляйн, похоже, исповедует более осторожную стилистику принятия решений. Особенно в том, что касается участия мэрии в крупных проектах, предполагающих финансирование из бюджетов разных уровней. В ходе заседания инвесткомитета нынешний градоначальник не стал скрывать скептического отношения к тому, что прежняя команда мэрии рискнула взять на себя роль заказчика в создания в Томске двух промышленных парков. Хотя этот проект к числу провалившихся вроде бы не относится.
Трехлетний контракт стоимостью 1 миллиард 24 миллиона рублей на подведение коммуникаций к двум площадкам будущего промпарка (одна находится на улице Березовой, другая – в Северной части ТВЗ) городской департамент капитального строительства заключил в конце 2012 года. Предполагалось, что большую часть денег будут давать федерация и область, однако, как озвучила в ходе инвесткомитета начальник городского департамента финансов Ирина Ярцева, де юре стопроцентных гарантий софинансирования от вышестоящих бюджетов не было ни тогда, ни сейчас.
— Выходит, если по каким-то причинам федерация или область вдруг прекратят финансирование, все обязательства по миллиардному договору лягут на нас? И что мы в этом случае будем делать?, — возмутился градоначальник.
— Теоретически такое возможно, нам в этом случае останется лишь изыскивать возможности выполнить эти обязательства, — пожала плечами Ирина Ярцева.
Впрочем, пока опасения градоначальника носят гипотетический характер. Промпарки строятся, деньги поступают. В 2013 году город, вложив в оплату контракта 37 миллионов собственных средств, от федерации получил 188,4 миллиона, еще около 55 добавила область. А в нынешнем году федеральная казна выделяет 288 миллионов, областная — 70, городская — лишь 23.
Как распределятся траты в следующем году, пока не ясно. Представитель профильного департамента, выступая на инвесткомитете, попросила включить в проект бюджета 2015 года сумму в 24 миллиона рублей — на муниципальное софинансирование. В целом одобрив предложение, Кляйн предложил подчиненным все-таки заключить с областными властями договор, гарантирующий софинансирование на следующий год.
— Не то чтобы я думал, что область нас подведет, но когда есть официальная бумага, это всегда надежнее, — пояснил свой подход градоначальник.
На инвесткомитете говорили и о потребностях других городских сфер. Точнее, об отраслевых программах, предполагающих инвестиции в объекты капитального строительства. В городе действуют 20 отраслевых программ, из которых по десяти предполагаются вложения бюджетных денег в объекты капитального строительства. Однако Иван Кляйн довольно быстро свернул обсуждение, посчитав, что главы профильных департаментов подготовились к нему недостаточно тщательно. Поводом стало замечание начальника департамента финансов Ирины Ярцевой, из выступления которой следовало, что суммарные запросы различных подразделений мэрии на финансирование своих программ превышают бюджетные лимиты почти в два раза.
— На сегодняшний день лимит средств, которые мы включили в проект бюджета следующего года на финансирование программ, предусматривающих вложение в развитие инфраструктуры, составляет 5,9 миллиарда рублей, тогда как суммарные запросы профильных департаментов составляют 10,6 миллиарда, — уточнила Ярцева. — Думаю, каждый здесь понимает, что двукратного роста бюджета у нас не предвидится.
— В чем смысл планировать то, что не подкреплено реальным финансированием? — обратился к подчиненным Иван Кляйн. — Составляя такие программы, мы обманываем и самих себя, и людей, которые рассчитывают, что они будут реализованы. Я хочу, чтобы вы не просто называли здесь заоблачные суммы, а четко расставили внутри программ приоритеты, чтобы была ясность, какие мероприятия мы должны финансировать в первую очередь. Кроме того, я хотел бы услышать, какие составляющие ваших программ будут точно подкреплены софинансированием из областного и федерального бюджетов или любыми другими привлеченными средствами. И это все должно быть не на словах, а в документах.
Ни одну программу инвесткомитет в итоге не принял. Уточненные планы по вложениям в объекты капстроительства теперь рассмотрят на следующем собрании. Понятно, что, так или иначе, их доведут до удобоваримого вида и таки утвердят. В будущем же будет интересно посмотреть, какие плоды принесет более жесткий подход Ивана Кляйна. Сдается, работать совсем уж без рисков у него не получится.
Илья Петров