За несколько дней до приезда Павла Астахова на территории Томска и области активную работу вел так называемый «детский спецназ», в состав которого вошли два советника аппарата уполномоченного. За время работы «спецназа» было проверено более 20 учреждений и организаций, которые занимаются охраной детства, защитой законных прав детей, опекают детей, находящихся на государственном попечении. Сегодня на заседании в областной администрации детский омбудсмен Павел Астахов подвел итоги работы.
В Томской области, как и во всей стране, существует проблема возврата детей из семей опекунов. «Детский спецназ» провел анализ таких случаев и сделал выводы о том, почему так происходит, что с этим делать, и как таких ситуаций избежать. Результаты работы вызвали у уполномоченного по правам ребенка некоторое удивление.
— Вот, например, Чердатский детский дом, в котором проводятся подготовка, сопровождение замещающих семей. Там на момент проверки находилось 40 воспитанников, в службе сопровождения числилось 32 семьи, в которых воспитывается 61 ребенок. Казалось бы, замечательно, детский дом разгружен на 61 ребенка, которые уже живут в семьях. Но в штатном расписании этого учреждения 1,5 ставки социального педагога. Одна ставка для работы с воспитанниками и полставки для службы сопровождения. Дальше — 1,5 ставки работы психолога. Один для работы с воспитанниками, полставки для службы сопровождения. Ставка юриста отсутствует. То есть получается, на сопровождение и подготовку работает полспециалиста социального педагога и полспециалиста педагога психолога. Как они справляются с тем, что они даже 61 ребенка устроили в семью, я, честно говоря, не знаю. Наверное, самоотверженные люди какие-то. Тут надо посмотреть, может быть усилить их каким-то образом.
Как оказалось на этом удивление Павла Астахова по кадровой комплектации указанного детского дома не заканчивается.
— Директор детского дома пояснила, что одна ставка социального педагога являлась еще и вакантной около двух лет. Как только стало известно, что мы приезжаем, в Центр занятости населения была подана заявка – это произошло 28 марта 2014 года. Ну вот видите, реальная польза от нашего визита, – не забывает похвалить себя и свою команду детский омбудсмен.
Также были выявлены вопиющие факты нарушений, связанных с вопросами осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, которые переданы под опеку, повлекшие за собой риск для жизни и здоровья детей.
Согласно постановлению правительства от 2009 года при помещении подопечного под опеку плановая проверка производится следующим образом: посещение подопечного проводится в течение первого месяца, если все в порядке, дальше — один раз в три месяца в течение первого года. Как оказалось, в Томской области это требование нарушается.
— Например, администрацией Зырянского района установлена опека над несовершеннолетней О. 1998 года рождения в 2012 году. Первая проверка условий жизни девочки в семье опекуна проведена через полгода с небольшим. Далее, постановлением администрации опять же Зырянского района в марте 2011 года несовершеннолетняя К. 2005 года рождения была передана под опеку. Первая проверка условий жизни была произведена через 8 месяцев, — негодует Павел Астахов. — Я не понимаю, постановление правительства Российской Федерации для администрации Зырянского района ничего не значит? Или там какие-то свои правила? Или просто неграмотные люди сидят? Или люди сидят безалаберные и не исполняют постановления правительства?
Надо признать, Астахов не зря обратил внимание на этот случай: за то время, пока не проводилась проверка, опекун подверглась уголовному преследованию за то, что нанесла девочке 2005 года рождения побои. Но от обязанностей по воспитанию ребенка она была отстранена только в ноябре 2013-го. Сейчас у девочки все хорошо, она живет в новой приемной семье.
Был выявлен ряд нарушений и в отношении безопасности в специализированных детских учреждениях. Так, например, отсутствуют видеонаблюдение, тревожная кнопка и межведомственные паспорта безопасности в Зырянском, Чердатском и Семилуженском детских домах. В Асиновском детдоме отсутствует только видеонаблюдение.
— Следует незамедлительно исправить замечания по антитеррористической безопасности образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей. Иначе завтра приедет не «спецназ Астахова», а прокуратура и начнет штрафовать. У детского дома не так много денег, чтоб еще и штрафы платить, – делает строгое заключение Астахов.
На этом нарушения по безопасности детей не исчерпываются. Было выявлено, что в Зырянском детском доме в личных делах врача и медицинской сестры нет справок об отсутствии судимости и уголовного преследования.
— Возможно, они и хорошие, добрые люди, но есть требования. Справки должны быть, а их даже никто не затребовал, — возмущается детский омбудсмен. — Объясню, почему это важно. Был вопиющий случай, связанный с господином М. из Семилуженского детского дома, который совершил в отношении двух своих воспитанниц преступление, предусмотренное статьей «побои», в сентябре 2013 года. Дело было прекращено ввиду примирения сторон. И законные представители девочек написали заявление об отсутствии претензий к господину М. Я так понимаю, что его все-таки уволили. Но, тем не менее, это странно, когда он же вроде и законный представитель как директор детского дома, и примирился с теми, кто у него находится в полной зависимости.
Шокировали Павла Астахова и цифры зафиксированных самовольных уходов детей с территорий детских домов. Например, в Семилуженском детском доме их количество за последние три года выросло с 20 в 2011 году до 67 в 2013-м. Там же в декабре прошлого года девочка подверглась насильственным действиям сексуального характера на территории детского дома. Совершили это преступление три мальчика 1997 и 1998 годов рождения. В настоящий момент, по словам Павла Астахова, девочка переведена в другую организацию, мальчики содержатся в СИЗО. По мнению уполномоченного по правам ребенка, всего этого можно было избежать, если бы работники детского дома вовремя среагировали на тревожные сигналы — самовольный уход детей, распитие ими спиртных напитков, участие в уголовных преступлениях.
Это лишь отдельные случаи в отдельных детских домах. И на фоне негатива Астахов не забыл о положительных сдвигах в работе администрации области в данном направлении. За последние три года сделано немало, согласился он: сократилось количество детей в детских домах. В десять раз увеличилось количество жилья, выделяемого выпускникам детдомов. Ведется активная работа по профилактике социального сиротства, по скорейшему устройству сирот в новые семьи, по сохранению института семьи и созданию условий для воспитания детей…
Завершая свое выступление, Павел Астахов отметил слаженную работу команды в лице Сергея Жвачкина, пожелал всем плодотворной работы на благо детей. И даже вручил губернатору медаль «За заслуги в деле защиты детей России» и почетную грамоту. Только вот в «Твиттере» своем пока ничего про Томск не написал, хотя обычно постит туда по несколько раз в день. То ли времени пока не нашлось, то ли слов…
Валентина Бейкова