В середине июня 1989 года в Томске состоялся митинг трудящихся, посвященный закладке Сквера памяти жертвам сталинских репрессий. Его было решено разбить на проспекте Ленина напротив здания городского совета. Там же был установлен Камень скорби в память о жертвах репрессий. Место символичное – рядом находится бывшая тюрьма НКВД. Сейчас в ее подвалах располагается мемориальный музей, широко известный во многих странах мира. Абсурд, но в 25-летнюю годовщину со дня открытия Сквера памяти музей тоже может стать жертвой «репрессий».
«Все началось с создания правозащитного общества «Мемориал» 10 декабря 1988 года. Это было более 25 лет назад, — вспоминает Василий Ханевич, заведующий филиалом мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» Томского областного краеведческого музея. — Это общество стало собирать архивы, и по инициативе «Мемориала» было принято постановление городского и областного Совета народных депутатов «Об увековечивании памяти жертв политических репрессий Томской области». В этом документе есть два конкретных пункта — назвать этот сквер Сквером памяти и объявить конкурс на проект лучшего памятника в нем, а также передать краеведческому музею подвальные помещения в здании на проспекте Ленина, 44».
В 1992 году был открыт Сквер памяти жертвам политических репрессий и открыт памятник жертвам политического террора на томской земле, а затем началось создание музея — первого на подобную тематику в этой стране..
В 1994 году первым посетителем тогда еще не открывшегося музея стал Александр Солженицын. «Целый день с ним общались», — вспоминает Ханевич. А в 2002 году здесь открылась первая постоянная экспозиция.
Сейчас она включает в себя реконструированный тюремный коридор и камеру для подследственных заключенных, интерьер кабинета следователя. В четырех залах музея — бывших камерах — расположены такие разделы постоянной экспозиции, как «Хроника репрессий на томской земле», «Большой террор», «Расстрельный крест», «Белоистокская трагедия», «ЧСИРы», «Их трагические судьи», «Судьба священника», «Колпашевский яр», «ГУЛАГ и спецпереселенцы Нарымского края», подземный тюремный тоннель, оформленный скульптурной композицией «Уходящий в небытие», а также персональные стенды с биографическими материалами и документами поэта Николая Клюева, философа Густава Шпета и других. Среди экспонатов — копии и подлинные документы следственных дел, фотоальбомы, вышивки, картины, рисунки, игральные карты, поделки и дерева и камня, изготовленные в лагерях и ссылках.
Музей располагает электронным банком данных почти на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и троек НКВД, раскулачивания и массовой депортации народов.
«Наш музей включен в Международную ассоциацию музеев Совести, — говорит Василий Ханевич. — В России еще только два музея — в Перми и Санкт-Петербурге — входят в эту ассоциацию. — Главная наша задача — сохранить то историческое место, которому музей посвящен. Его нельзя никуда переносить, иначе утратится статус мемориального. И, конечно, как всякий музей, мы заняты исследовательской работой: тема репрессий до конца не изучена. Вот совсем недавно узнали, что в ссылку в Колпашево к профессору Вениамину Сергеевичу Бахтину приехала его будущая жена — Мария Львовна Пушкина, внучатая племянница Александра Сергеевича Пушкина. Там у них родился сын, а самого профессора расстреляли в 1937 году. Каждый день работы приносит новые частицы неизвестной ранее информации. Один из главных проектов музея — «Последний свидетель». Это запись воспоминаний в формате видео и аудио, сбор рукописей воспоминаний бывших заключенных, детей репрессированных, участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла — очень ценный материал».
Интерес к музею большой. Сюда приходят и приезжают не только простые горожане, но и известные люди — такие как Анатолий Чубайс, Алексей Кудрин, Владимир Лукин, послы ряда стран, таких как Белья, Нидерланды, недавно был посол Евросоюза. В их графике пребывания в Томске нашлось время для посещения мемориального музея.
«Наш музей востребован, — подтверждает заведующий музеем. — У нас свыше 14 тысяч посещений в год, для такого маленького помещения это очень приличная цифра. Второй год, единственные среди городских музеев, работаем без выходных».
Однако сейчас над учреждением нависла угроза закрытия. Дело в том, что собственник уже продал само здание, а вот судьба подвалов, где находится музей, под вопросом. Дальнейшее будущее музея будет решаться до сентября. Дело за властью. Недавно в музее побывали замгубернатора Андрей Кнорр и начальник департамента по культуре и туризму Павел Волк. Проблемой чиновники озадачены, но как будет решаться этот вопрос, пока не ясно. Претензий к собственнику здания у музея нет — он тоже заинтересован в сохранении музея. Достаточно сказать что все последние пять лет музей занимал эти площади без арендной платы. Но необходимо решить вопрос кардинально — станут ли площади музея региональной собственностью.
«Особая миссия музея, — говорит Василий Ханечич, — соединять разорвавшиеся нити. Чтобы это вызывало сопереживание, уважение к человеческим судьбам. И такой музей должен жить и развиваться».
Ольга Леонидова