О своих впечатлениях, проблемах и трудностях рассказали участники проекта «Дорогами памяти. Велоэкспедиция САХА (Якутия) 2014» журналистам на пресс-конференции в Доме путешественника.
Напомним, что путешественники прошли 3 800 км от Томска до Якутии. Вместе с томскими ребятами Иоанном Чечневым и Егором Ковальчуком, в проекте участвовал поляк Кшиштоф Суховерский. Весь путь был проделан на велосипедах с иконой Новомучеников Российских, которую везли по местам заключений.
Кроме того, все путешествие участников сопровождала фотограф Оксана Луговая, которая вела хронику. Добиралась Оксана в основном на попутках, встречаясь с ребятами на определенных участках пути.
По словам Иоанна Чечнева, велоэкспедиция проходила в два этапа. Первый включал в себя путь от Томска до Каргаска. Ребята проехали более 600 километров, на пути встречаясь с руководителями общественных организаций и школьниками, рассказывая о подвиге людей, оказавшихся в лагерях.
«После реализации первого этапа, нам предстояло поехать до Якутии по местам лагерей. Целью экспедиции являлось увековечение памяти жертв репрессий 30-50 годов двадцатого столетия. Помимо этого, мы хотели отснять документальный фильм, реализовать большой фотопроект. И после экспедиции издать книгу», — сказал Иоанн.
Он отметил, что от Нерюнгри до города Чешского экспедиция добралась за 76 дней. Основной проблемой поездки стала низкая температура. Ребята ехали по самому холодному региону России, где температура часто опускается ниже 60 градусов мороза. А ребята могли двигаться только при — 55.
«Но мы не экстремалы-велосипедисты. Мы ехали дорогами памяти, встречались со школьниками, рассказывали о своем путешествии и об истории их мест, а также везли с собой иконы Новомучеников Российских и посещали храмы», — рассказал Чечнев.
Трудностей и проблем в путешествии хватало, но с ними удавалось справляться. Как отметил другой участник экспедиции, Егор Ковальчук, иногда, особенно вначале, много проблем было с велосипедами.
«Мы знали о том, что в сильные морозы не стоит ездить на велосипеде, но у нас был очень серьезный график, большой маршрут. Нам приходилось выезжать рано, в самый мороз. Самое раннее отправление было в 4.40 утра. Бывало, что проезжая пять километров, нам приходилось менять камеру. На таком морозе отвинтить пару гаек практически невозможно. Тоже касается и ночлега. Вещи, спальники складывались в несколько этапов. Иногда мы ночевали в спальниках, не устанавливая палатку. Снаряжение и экипировка позволяла вести автономное существование. У нас были спальники, сшитые на заказ, слоистая система одежды, палатки и горелки. Также мы ночевали у оленеводов, в избушках, на заимках охотников и рыбаков, в приходах храмов», — поведал Егор.
Каждый день велосипедисты проезжали более двухсот километров.
Вести фото- и кинохронику тоже было весьма сложно. Тем более, что фотограф Оксана Луговая проехала весь путь автостопом. Также, как и ребята, она ночевала в монастырях и в домах у местных жителей. Сложности возникали с попутным транспортом, так как из-за сильных морозов поймать попутку было очень сложно. Трудности были и с техникой, которая иногда отказывалась работать в таких тяжелых условиях.
Однако, мыслей бросить проект и вернуться домой у участников проекта не было.
«Мы знали, на что идем. Даже в самом начале, когда у нас были серьезные препятствия, когда мы встали в Хатыми. У нас были такие идеи, что возможно, велосипеды не поедут, а мы пойдем пешком. Не было никогда отчаянья. Все препятствия мы принимали с должным настроением», — подчеркнул Егор.
Большие впечатления остались у рассказчиков и от людей, которые проживают Якутии. Народ там очень открытий и гостеприимный.
Тебя могут пустить ночевать, накормить, и дня через два только спросить твое имя.
«Жалко, что коренные северные народы понемногу уничтожаются. Эвены и юкагиры понемногу стираются. Они за счет отдаленности очень открытые, очень приветливые. Дети тебя видят, бегут к тебе, улыбаются, когда тебя видят в первый раз», — поделился Егор.
Путешественники планируют организовать еще один подобный велопоход. Но пока маршрут держится в тайне.