Запретительные и ограничительные законодательные инициативы, разрабатываемые государством, в условиях кризиса могут привести к ранее не просчитанным негативным экономическим и социальным последствиям для малого и среднего бизнеса. Такой тревожный вывод был сделан на круглом столе «Что спасет малый и средний бизнес в условиях кризиса в России: об эффективности законодательных инициатив, ведущей роли средств массовой информации и готовности власти к диалогу с бизнес-сообществом», который прошел вчера в столичном Центральном доме журналистов.
По приглашению союза журналистов России, «Центра социальных инициатив» и при поддержке комитета госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству обсудить проблематику малого и среднего бизнеса собрались депутаты госдумы РФ и совета федерации РФ, представители регулирующих органов и ключевых министерств, журналисты и руководители ведущих СМИ, эксперты, участники лоббистских союзов, общественных организаций, а также предприниматели сферы МСБ.
Проблемы малого и среднего бизнеса должны решаться путем трехстороннего диалога государства, предпринимателей и СМИ, уверены участники круглого стола, которые попытались более четко распределить между собой роли в антикризисной программе поддержки малого и среднего бизнеса.
«Малый и средний бизнес ждет от правительства целевых антикризисных мер. Наиболее действенными из них могли бы стать кредитование МСБ, налоговые «каникулы» и «замораживание» тарифов», – таково мнение представителя ЦСИ Владимира Бекетова. Но одного только снижения административного прессинга на МСБ недостаточно, считает эксперт. Необходимо принятие дополнительных мер по мощной законодательной поддержке малого и среднего бизнеса в условиях кризиса.
«Глобальный экономический кризис диктует необходимость пересмотра законодательной стратегии в сфере регулирования предпринимательской деятельности, – соглашается член Совета Федерации РФ Игорь Васильев. – В виду сложившихся обстоятельств, законодательные приоритеты должны быть выстроены с учетом новых интересов МСБ, на основании объективного анализа и постоянного мониторинга сложившейся конъюнктуры».
До 60 % занятых в малом и среднем бизнесе работают на предприятиях сферы обслуживания и общественного питания – в кафе, барах, ресторанах, гостиницах. Сегодня этот бизнес наиболее уязвим, в том числе и со стороны законодательства. А некоторые законодательные инициативы способны его попросту уничтожить. «Это касается, в первую очередь, ограничения курения табака, – заявляет член Федерации рестораторов и отельеров Мария Орлова. – Для малых предприятий губительны абсурдные, завышенные техтребования по переоборудованию помещений в связи с ограничением курения в барах, кафе и ресторанах, которые предусматривают наличие изолированных залов, а не выделенных зон – их переоборудование непосильно для «малышей» или невозможно технически. Необходимы разумные сроки введения ограничений — до 5-ти лет, причем небольшие заведения, площадью менее 50 м2, должны сами определять свой статус. Передача таких полномочий местным органам власти противоречит Конституции РФ. Кроме того, введение лицензирования продажи табачных изделий — это излишний в условиях финансового кризиса административный барьер, который имеет коррупциогенный потенциал».
Мнение депутата Госдумы РФ Владимира Мединского еще более жесткое: он считает, что в период кризиса излишние административные барьеры ведения бизнеса абсолютно недопустимы. В частности губительным является осуществление не предусмотренных федеральным законодательством разрешительных процедур. «К чему это может привести – убедился сам, когда побывал на днях в Риге, где всевозможные ограничения и запреты, в частности, касающиеся и курения в общественных местах, доведены до абсурда – там курить нельзя нигде! Что в результате? В обеденное время все рестораны стоят пустые», — рассказал он.
Стоит отметить, что еще совсем недавно Мединский был сторонником ограничительных мер по табакокурению. На на круглом столе, организованном в начале весны «Независимой газетой», он предложил вообще запретить курение в ресторанах и предприятиях общепита, правда не сейчас, а через 5 лет. Но, видимо, ход кризиса и поездка в Латвию убедили депутата в губительности этих мер для малого бизнеса.
В целом участники обсуждения пришли к выводу о том, что сегодня, как никогда, рынку, субъектами которого являются как бизнесмены и законодатели, так и средства массовой информации, крайне необходима согласованность позиций трех сторон:
— со стороны законодателей – больше прислушиваться к мнению общественных организаций, защищающих интересы МСБ;
— со стороны СМИ – настойчиво и взвешенно подходить к оценке законодательных инициатив, освещать происходящее с заинтересованной, конструктивной точки зрения, нести солидарную ответственность;
— со стороны общественных организаций — занимать активную позицию связующего звена между бизнесом, СМИ и властью.
Напомним, проблема с курением обострилась после ратификации Рамочной конвенции по борьбе с табаком (РКБТ ВОЗ). После этого депутаты стали все громче говорить о необходимости изменений в законодательстве, в частности, ужесточения технического регламента, а также закона о курени табака. Но закону сразу воспротивились представители бизнеса, которые полагают, что тотальный запрет курения может привести к катастрофическим последствиям для индустрии общественного питания, которая и без этого страдает от потери клиентов на фоне кризиса.
Острота общественной дискуссии на эту тему не спадает. Очевидно, что для бизнеса от этих законопроектов только вред. Поможет ли это в действительности в борьбе с курением, остается под большим вопросом. Зато не возникает вопросов по поводу выгоды, которую получат чиновники от борьбы с курением. Ведь в случае изменения законодательства они получат дополнительный рычаг давления на бизнес.