Ее участники сомневаются, что быстрое принятие закона, противодействующего инсайдерской торговле, даст положительный эффект. Более того, риски недостаточно взвешенного применения новых требований могут негативно отразиться на бизнесе инвестиционных компаний.
Эксперты разошлись в своих оценках необходимости принятия в России закона об инсайде. «Российский финансовый рынок сейчас очень нуждается в принятии такого закона. Инсайдерская информация дает возможность для злоупотреблений, ущемления интересов участников рынка. Законопроект должен устранить этот пробел. Однако пока текст законопроекта требует значительной доработки. Учитывая эту необходимость, Комитетом по финансовому рынку была создана рабочая группа. Работа над законопроектом будет продолжена», — рассказала зампредседателя комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку Лиана Пепеляева.
Руководитель дивизиона «Инвестиционный» холдинга «ФИНАМ» Дмитрий Серебренников, напротив, сомневается, что принятие закона изменит что-либо для российских инвесторов: «Нет в мировой практике эффективных методов на данный момент! Подтверждением тому статистика из работы Бхаттачарья и Даук. Авторы изучили законодательство и практику 103 стран и выяснили, что антиинсайдерские законы существуют в 87 из них, а применяются — лишь в 38 (под применением ученые имели в виду хотя бы одно расследование властей по интересующему их предмету, независимо от результата). Но даже несмотря на многолетнюю практику применения данных законов в развитых странах, правоохранительным органам удается единичные случаи доводить до суда».
Председатель Совета директоров ЗАО «Алор Инвест» Анатолий Гавриленко призывает к взвешенному подходу при принятии нового закона: «Мне кажется, что в рамках строительства международного финансового центра, усиления прозрачности нашего рынка, наверное, закон этот был бы нужен. Но я против того, чтобы этот закон принимался так, как на сегодняшний день принимаются другие законы: быстро, оперативно, без знания реального рынка. Сегодня очень часто путают инсайд и манипулирование. Одно может вытекать из другого, но это совершенно разные вещи… Во многом сейчас Запад пришел к пониманию, что надо пересматривать многие правила и многие законы, которые были приняты раньше. А мы только начинаем с того, чтобы по-быстрому принять те правила, которые в развитых странах, я думаю, в ближайшем будущем будут пересматриваться».
Участники рынка также опасаются, что закон ударит по инвестиционным компаниям. «Ну то, что он ударит по брокерам вряд ли, особенно по интернет-брокерам, а вот по крупным инвестбанкам может!», — считает Серебренников. «Ударит этот закон по тому, по кому хотят ударить. По любому человеку, по любой компании, которую хотят в чем-то подвинуть или еще что-то. Обязательно смогут, если захотят, найти признаки что инсайда, что манипулирование. Манипулирование, вообще как делать нечего. Как мне говорил один из бывших заместителей руководителя ФСФР: «что такое манипулирование – это когда группа участников рынка собралась, создала компанию для работы на этом рынке». То есть инвестиционная компания. И она, по его мнению, манипулирует рынком», — дополнил Гавриленко.
«На данном этапе для развития фондового рынка и превращения его в действительно цивилизованный и претендующий на роль одного из мировых финансовых центров, в первую очередь, нужны совсем другие законы и решения», — считает управляющий директор ФК «ОТКРЫТИЕ» Евгений Данкевич. «Многие из них лежат в области налогового законодательства (не сальдируется доход между листинговыми и внелистинговыми бумагами (например, РТС и РТС-борд), между акциями и фьючерсами, между положительной и отрицательной вариционкой на товарных фьючерсах и т.п.) и хранения ЦБ (из-за отсутствия центрального депозитария растут издержки за перемещение ценных бумаг между биржами) и т.п.», — конкретизирует Серебренников.