Между тем, уже в 2009 году могут возникнуть проблемы с исполнением бюджета, даже несмотря на те коррективы, которые в него были внесены. "Мы даже после уточнения бюджета на 2009 год видим существенные риски его исполнения", — передают РИА Новости слова Нестеренко. Бюджетные риски связаны с тем, что инфляция может превысить запланированные 13%, а экономическая активность и объем ВВП могут снизиться больше, чем прогнозируется (2,2%), что приведет к недопоступлению доходов.
Примечательно, что по мнению Нестеренко, на сегодняшний день инфляция — не самый серьезный риск. Темпы роста цен во втором квартале начали замедляться. Но даже если инфляция превысит официальный прогноз (13% по итогам года), то справиться с дополнительными социальными расходами (индексация пенсий и пособий) поможет специальный резерв правительства.
И если по итогам первого квартала можно осторожно говорить о снижении инфляционных рисков, то с поступлением доходов положение тяжелое. По словам Нестеренко, Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба оценивали объем доходов в 2009 году в целом на 800 млрд рублей меньше, чем заложено в уточненном бюджете. Правда, Минэкономразвития, напротив, оценивало поступление доходов на 300 млрд рублей больше, чем заложено в бюджете.
Как бы там ни было, если прогнозы администраторов доходов оправдаются, возникнут сложности. В частности, есть риск, связанный с невозможностью привлечь на внутреннем рынке запланированный объем ресурсов. Тогда придется больше брать их Резервного фонда, пишет Взгляд со ссылкой на Интерфакс. Что и приведет к его быстрому сокращению.
По словам Нестеренко, доходы федерального бюджета в I квартале были на 202 млрд рублей меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, а расходы – на 447 млрд рублей больше. При этом в январе были получены доходы от размещения средств Резервного фонда и ФНБ в сумме 269 млрд рублей. «Если не учитывать эти деньги, то дефицит бюджета на 1 апреля составил бы не 50 млрд рублей, а 321 млрд рублей, это почти 3,9% ВВП», – заявляет замминистра.
Таким образом, если расходование увеличится, следующий год Резервный фонд не переживет. Дело в том, что в 2010 году объем доходов будет в лучшем случае на уровне 2009 года. А между тем бюджетная ситуация будет напряжена в связи с реформой ЕСН, переоценкой прав пенсионеров с «советским» стажем и необходимостью вернуть госкорпорациям ЖКХ, Роснано, «Олимпстрою» средства, взятые у них в 2009 году. «Резервный фонд будет существенно меньше, возможность сбалансирования бюджета будет на пределе», – полагает Нестеренко.
Усугубит ситуацию решение по пенсионной реформе. Бюджет не будет получать единый социальный налог, Минфину придется давать деньги в Пенсионный фонд в связи с недопоступлением доходов. Будут сокращены другие расходы бюджета на 25–30%, но даже в этом случае Резервный фонд может быть полностью исчерпан еще до начала 2011 года.
Но если для финансирования дефицита пенсионной системы будет использоваться ФНБ, то небольшая часть Резервного фонда останется и на 2011 год. И все же «2011 год мы не сможем сбалансировать Резервным фондом», сказала Нестеренко.
Таким образом, экономика должна начать выходить из кризиса к этому времени. Дефицит бюджета в 2011 году предполагается снизить до 3% ВВП. И 2012 год тоже вряд ли будет профицитным. Задача Минфина – довести дефицит до уровня от 1% до 2% ВВП. Нестеренко добавила, что, по мнению некоторых экспертов, Россия входит в очень долгую фазу кризиса, который может продлиться не 1–2 года, а 10 и даже 50 лет.