Турагентства продолжают набор студентов на участие в самой популярной программе международного обмена «Work and Travel in USA». Только в прошлом году по ней съездило в Америку более 30 тысяч россиян. В рекламных проспектах – истории счастливого отпуска. Есть и другие истории, которые в турагентствах предпочитают не рассказывать.
Говорить об этом не любят и сами участники, оказавшиеся в сложной ситуации. Томичка София Федак – единственная, кто отважился обратиться в ФБР, когда в Америке она попала к торговцам людьми.
— Нас отвезли в пустую квартиру и заперли в ней на три дня. На все вопросы отвечали, что так надо и что скоро все образуется, — рассказывает девушка.
Студентка Томского государственного университета впервые поехала в Соединенные Штаты в 2007 году. Для оформления документов она обратилась в одну из местных туристических компаний, специализирующихся на «Work and Travel». Согласно условиям программы, каждый участник получает трудовой контракт и рабочую визу на четыре месяца. Свой контракт София купила в агентстве. Будущая должность – горничная.
С трудом дождавшись лета, София с подругой, наконец, ринулись в бой. Работать предстояло в полуторамиллионном городе Питсбург, недалеко от Нью-Йорка. Девушки на всякий случай созвонились с работодателем заранее. Нанимателя звали Джордж, а точнее Игорь – русский эмигрант прожил в Америке около 10 лет. Он подтвердил: девчонок ждут.
С вокзала девушек привезли в пустую трехкомнатную квартиру. Три дня ожидания, закрытые двери, никаких объяснений. Когда к ним приехал работодатель, у россиянок еще оставалась надежда, что дальше все пойдет нормально. Но из квартиры девчонок отвезли в дорогой ресторан.
— Это был шикарный ужин с представительными американцами. Я прекрасно понимала, что просто так никто нас по ресторанам возить не будет, но тогда еще не было сознания того, что мы здесь как товар, — вспоминает София. – Это были «смотрины».
Мужчины говорили девушкам: «Ты мне нравишься, давай с тобой проведем это лето вместе, мы будем кататься на яхте, путешествовать, ты такая замечательная». И девушки покупались на это. Как таковых заявлений, что тебя сейчас продают, конечно, не было. Но если все срасталось, то Джордж получал 5 тысяч долларов за каждую сделку.
Из Софьиной компании на отношение с богатым американцем не согласился никто. Никакого принуждения и насилия не было, однако психологическое давление продолжалось. Найти нормальную работу в Питсубрге оказалось очень сложно, а на оплату квартиры нужны были деньги. Через некоторое время к Софии обратились еще раз. Ей предложили работу в стриптиз-баре или непосредственно занятие проституцией.
Тех, кто ни в какую не соглашался на условия Джорджа, устроили работать горничными в отель. Вот только заработную плату за студентов получал сам Джордж. Отсчитывал себе комиссионные, а там уже отдавал девушкам – 100 долларов в неделю при 15-часовом рабочем дне. При этом девушкам постоянно намекали, что другая работа по-прежнему есть. Не стоит вкалывать от зари до зари, ведь все так просто – достаточно лишь согласиться.
— Несколько раз мы приходили домой и видели, что все наши вещи перевернуты, — рассказывает томичка. – Причем, даже деньги оставались на месте. Видно, искали документы.
София сбежала из дома ночью. Формально приезжих никто не охранял, но, по словам Софии, страх перед Джорджем был одной из основных причин повиновения. Почувствовав себя в безопасности, девушка решила обратиться в «The Nation Labor Relation» – правительственную организацию, которая занимается решением трудовых вопросов в США. Оказалось, там давно знают про деятельность Джорджа. Но посадить предприимчивого россиянина никто не может: улик не достаточно.
После этого Джордж стал звонить девушке с угрозами. Напуганная София переехала в другой штат. Там она уже начала забывать о случившемся, пока томичке не позвонили сотрудники ФБР. В тот момент в органах началось расследование. Ее попросили вернуться в Питсбург. И она вернулась.
— Конечно, страшно было возвращаться. Но в ФБР пообещали обеспечить мою безопасность, да и Джордж больше не пытался меня найти, – рассказывает студентка. – С тех пор целый месяц практически каждый день я давала показания. Я показывала дома, рестораны, куда нас возили. Всего у Джорджа было 230 таких приезжих, причем не только из России.
Софья неоднократно связывалась с другими ребятами, пытаясь убедить их дать показания полиции. Никто не решился – девушки боялись огласки, осуждения, да и самого Джорджа. Так закончилось лето, а вместе с тем и американская виза Софии. Сотрудники ФБР заявили, что вот-вот состоится суд над злополучным работодателем. По американским законам Джорджу грозит 25 лет тюрьмы – его действия могут квалифицироваться как торговля людьми и продажа в рабство. И хоть каникулы у Софии выдались, что называется, «не для слабонервных», девушка вернулась в Россию со спокойным сердцем.
Лишь спустя год, приехав в Америку еще раз, томичка узнала, что Джордж по-прежнему продолжает работать. Обвинению не хватило улик, чтобы засадить российского эмигранта. Не достаточно оказалось и свидетельств пострадавших, ведь помимо Софии, никто так и не согласился дать показания.
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: arxitektor-proekt.com