Интересное

В России на 18% сократилось производство водки, однако популярность продукта от этого не сократилось. Недостаток напитка компенсирует фальсификат, зачастую опасный для здоровья.

18:43 / 17.04.09
225
Мы в социальных сетях:

Кризисные явления экономики не обошли стороной производство крепкого алкоголя. Похоже, для российского рынка алкогольной продукции наступил период отрезвления, пишет Газета.  Так, в  первом квартале 2009 года Россия снизила производство водки и ликероводочных изделий на 17,9%, до 21,6 миллиона декалитров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«С полок уже исчезли водки достаточно известных брендов. Это происходит вследствие финансовых проблем компаний, снижения покупательского спроса», — сообщил  пиар-директор компании «Русский алкоголь» Александр Коровка. Из-за банкротства кингисеппского завода в ноябре 2008 года было прекращено производство водки «Веда», сейчас некоторые проблемы испытывает компания «Алкогольные заводы Гросс», отметил эксперт.

«Начиная с октября в отрасли ежемесячное падение составляло 20% по отношению к аналогичным периодам», – рассказал директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Однако теперь, несмотря на то что падение продолжается, оно немного замедлилось, обнадежил эксперт. Однако заместитель председателя правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров с ним не согласен: «Я знаком с цифрами по отгрузкам крупнейших предприятий, и эти данные позволяют мне говорить, что перелома нет, и я не вижу к нему предпосылок», — заявляет эксперт.

Тем не менее, эксперты отмечают рост потребления водки. «В кризисные времена в любой стране, и Россия не является исключением, увеличивается потребление крепкого алкоголя», – отметил Дробиз.

«Потребление алкоголя, стоимость которого ниже 40 рублей за пол-литра (наше определение контрафактной продукции) увеличилось за шесть месяцев на 16%. По нашим данным, рынок нелегальной продукции составляет не менее 47% от легального рынка (в Москве – 7–8%, в регионах больше – до 60–70%)», – приводит неутешительные цифры Рыжаков.

Таким образом, нишу легальной дешевой водки стал занимать фальсификат. «В магазинах отмечается колоссальный рост продукции нелегальной. В некоторых регионах фальсификат, продающийся по 45–60 рублей за 0,5 литра, – это половина полки. Тогда как, по подсчетам экспертного совета при Государственной думе, самая дешевая бутылка может стоить от 85 до 90 рублей», – огорчается Коровка.

«Легальный производитель не может конкурировать со своим «теневым» коллегой. В цену поллитровой бутылки входит 38 рублей 20 копеек акциза. Промышленник также должен платить НДС. Таким образом, цена за 0,5 взлетает под 100 рублей. Тогда как «нелегал» может продавать свою продукцию за 40–50 рублей и получать прибыль», – объясняет Добров. Благодаря этому фальсификат выигрывает борьбу. «Недавно произошел всплеск продаж в сетях подозрительно дешевой водки, тогда как раньше фальсификатом торговали относительно небольшие магазины», – говорит Добров.

Если все останется так как есть, другие игроки, производящие ликероводочную продукцию, могут уйти с рынка под давлением фальсификата. А это удар не только по российскому бизнесу, но и по бюджету. «Уже сейчас бюджет каждый год из-за нелегальных производителей недосчитывается 1 млрд рублей ежегодно», – отмечает Александр Коровка. Рыжков же предполагает потери бюджета в размере  $7 млрд: "цифра может быть и большей", добавляет он. 

Ситуации особенно усугубляется тем, что суррогат зачастую бывает опасен для здоровья. Только в столице с начала этого года от некачественной алкогольной продукции умерли более тысячи человек. Тогда как за весь 2008 год от разного рода суррогатов скончалось приблизительно такое же количество жителей Москвы.