«SCIF домашнее потребление российского горожанина» (индекс изменения затрат домохозяйств на повседневное домашнее потребление) в марте составил 113,1% (+13,1%) к февралю 2009 года и 122,3% (+22,3%) к марту 2008 года, пишет исследовательский холдинг «Ромир». Аналогичные показатели для предыдущего месяца: 99,1% (-0,9%) и 132,3 (+32,3%).
Основным драйвером роста расходов стал праздник 8-ое марта, на котором жители крупных городов, по всей вероятности, не стали экономить. Однако в этом году мартовские расходы на домашнее потребление выросли лишь на 13,1% к предыдущему месяцу, тогда как в аналогичный период 2008 года увеличение трат составило 22,4%.
Свои расходы увеличили абслютно все типы российских городов. Но есть и новые тенденции. Одна из них – отставание москвичей в процентном приросте расходов: в марте 2009 года траты жителей столицы возросли только на 5,8% по сравнению с февралем 2009 года и на 29,4% по отношению к марту 2008. До этого Москва всегда была лидером роста расходов на праздники.
Лидерами роста повседневных затрат стали жители других миллионных мегаполисов: + 17,6% к февралю 2009, но только +14,7% к марту 2008. Почти такую же прибавку (+16.9%) смогли позволить себе жители городов с населением от 0,5 до 1 миллиона жителей. А по сравнению с прошлогодним мартом увеличение расходов составило +29,9%.
Немного отстала от них северная столица, увеличив мартовские расходы на домашнее потребление на 13,9% по сравнению с февралем 2009 и на 20,9% по отношению к марту 2008 (значение SCIF Индекса «Тип города» равно соответственно 113,9% и 120,9%).
В марте 2009 года меньше других в процентном отношении увеличили свои повседневные траты домохозяйства с относительно высокими доходами. Семьи, в которых на члена семьи доходы превышают 16000 рублей в месяц, в марте 2009 увеличили свои повседневные домашние расходы на 6,5%, расходы у среднедоходных групп (от 8000 до 16.000 рублей в месяц на члена семьи) выросли на 17,8%, а динамика аналогичных затрат у низкодоходной группы (до 8000 рублей в месяц) — + 12,9% по отношению к предшествующему месяцу этого года.
В марте 2009 покупка подарков способствовала небольшому увеличению доли непродовольственных товаров в затратах домохозяйств: с 28% в феврале до 30% в марте 2009 года.