Парадоксальное утверждение о том, что в России историческая наука является непредсказуемой, судя по событиям последних месяцев, получает новые подтверждения. Дискуссии и споры вокруг нового учебника истории для средней школы, концепция которого была разработана рабочей группой, созданной по поручению Президента, все еще продолжаются. Хотя с 1 ноября ее текст уже передан для ознакомления Путину, а в декабре станет известно, кто по итогам конкурса будет заниматься созданием новой учебной программы. Самого учебника. Методического пособия к нему. Книг для учителя и комплекта карт и электронных приложений.
Сегодня уже озвучены новые подходы к известным историческим событиям, ожидаемые в новом учебнике. Например, привычную формулировку о «татаро-монгольском иге» собираются заменить на «золотоордынское». А «Великую Октябрьскую революцию» «обозвать» Октябрьским переворотом. Скорее всего, может появиться и «сталинский социализм».
Своим мнениям по поводу этих событий мы попросили поделиться ведущих преподавателей исторического факультета ТГУ.
— Среди вузовских преподавателей и школьных учителей нет единого мнения по поводу создания такого единого учебника,- заявил — профессор Сергей Фоминых специалист по истории науки и образования в Сибири — Ведь большинство из нас вовсе не считает недостатком наличие сегодня трех вариантов учебника, отражающих разные точки зрения на многие исторические события. Поскольку это позволяет учителю развивать у ребят собственное критическое мышление. Вырабатывать самостоятельную точку зрения и понимание сложности исторического процесса.
По мнению Сергея Федоровича, отрицательным моментом в преподавании истории сегодня является подготовка к ЕГЭ, которая выражается в заучивании стандартных ответов на сложные вопросы. Вместо того, чтобы развивать системное отношение к историческим фактам она лишь выхватывает отдельные исторические сюжеты. Поэтому на историческом факультете первокурсников приходится заново обучать.
Преподаватели истории сегодня также с тревогой наблюдают, кому именно будет поручено создание нового учебника. Ведь среди претендентов сотрудники двух ведущих академических НИИ. Институт Российской истории под руководством академика Петрова и Институт Всеобщей истории, возглавляемый академиком Чубарьяном, известного своим либеральным направлением.
Еще более настороженное отношение к намерению создать единственный «правильный» учебник по истории для школ всей страны высказал зам. декана истфака, заслуженный преподаватель Александр Попов:
Он, по его словам считает это утопической идеей, поскольку история – это очень динамично развивающаяся наука, в которой постоянно борются разные точки зрения. Часто меняются методики в изучении и оценке исторических фактов. Что вовсе неплохо, потому что в споре рождается истина. И при этом нужно четко различать сами исторические факты и их современные оценки, нередко связанные с решением идеологических задач.
Недаром в свое время, когда Карл Маркс увидел, как его учение интерпретируют на практике, то попросил не считать его марксистом. А спор Ленина и Плеханова, смолола ли история муку для выпекания социализма, до сих пор не выявил окончательного решения. По поводу любого исторического события со временем появляется возможность выработать более трезвую и справедливую оценку.
По словам Попова, идеи о создании «более правильного» учебника в нашей стране высказываются с 1987 года. С тех пор появились новые способы осмысления фактов в исторической науке, но цель так и осталась недостижимой. Политический, экономический и методологический подходы к оценке исторических фактов все больше удаляются друг от друга. Но у каждого ученого и гражданина есть возможность выработать собственное отношение к ним. И это очень важно и полезно.
С тревогой ждет новостей о создании нового учебника и специалист по теории и практике высшего и среднего образования, доцент истфака ТГУ Виктор Соколов.
Его волнует возможный статус и роль будущего учебника. Главное, по его словам, чтобы после его выхода не было запрещено использование других источников. Тогда будут до предела сужены возможности для самостоятельного осмысления истории и роль личности самого преподавателя. Что сегодня имеет огромное значение.
Дискуссии по историческим темам, по мнению Виктора Юрьевича – это не баррикады и никакого экстремизма не предполагают. Изменение образа мыслей человека – штука неуловимая и зависит от очень многих факторов.
Появление нового учебника после горячих дискуссий, по его словам, будет интересным и полезным, если будет происходить без излишнего фанатизма.
Здесь стоит напомнить, что проект концепции нового учебника истории для средней школы, переданный на утверждение Президенту предусматривает такие условия, как:
- Непрерывная история единого государства.
- Принятие конкретного решения по толкования советского периода истории России.
- Обязательное публичное обсуждение основных вопросов.
- Неразрывную связь Российского государства с православием.
- Историю борьбы с внешними врагами страны.
- Основные болевые точки истории, открытые для изучения.