Истории

Возможен ли «правильный» учебник «непредсказуемой» истории?

17:28 / 07.11.13
6413

Парадоксальное утверждение о том, что в России историческая наука является непредсказуемой, судя по событиям последних месяцев, получает новые подтверждения.

Мы в социальных сетях:

 

Возможен ли «правильный» учебник «непредсказуемой» истории?Парадоксальное утверждение о том, что  в России историческая наука является непредсказуемой, судя по событиям последних месяцев, получает новые подтверждения. Дискуссии и споры вокруг нового учебника истории для средней школы, концепция которого была разработана рабочей группой, созданной по поручению Президента, все еще продолжаются.  Хотя с 1 ноября ее текст уже передан для ознакомления Путину,  а в декабре   станет известно, кто по итогам конкурса будет заниматься созданием новой учебной программы. Самого учебника.  Методического пособия к нему. Книг для учителя и комплекта карт и электронных приложений.


Сегодня уже озвучены  новые подходы к известным историческим событиям, ожидаемые в новом учебнике.  Например, привычную формулировку о «татаро-монгольском иге»  собираются заменить на «золотоордынское».  А   «Великую Октябрьскую революцию» «обозвать» Октябрьским переворотом.  Скорее всего, может появиться и «сталинский социализм».

 

Своим мнениям по поводу этих событий мы попросили поделиться   ведущих преподавателей исторического факультета ТГУ.

 

— Среди вузовских преподавателей и школьных учителей нет единого мнения по поводу создания такого единого учебника,- заявил  — профессор Сергей Фоминых  специалист по  истории науки и образования в Сибири —   Ведь большинство из нас вовсе не считает недостатком наличие сегодня трех вариантов учебника, отражающих разные точки зрения на многие исторические события. Поскольку это позволяет учителю развивать у ребят собственное критическое мышление. Вырабатывать самостоятельную точку зрения и понимание сложности исторического процесса.

 

По мнению Сергея Федоровича, отрицательным моментом в преподавании истории сегодня является подготовка к ЕГЭ, которая  выражается в заучивании стандартных ответов на сложные вопросы.  Вместо того, чтобы развивать системное отношение к историческим фактам она  лишь выхватывает отдельные исторические сюжеты. Поэтому на историческом факультете первокурсников приходится заново обучать.

 

Преподаватели истории сегодня также с тревогой наблюдают, кому именно будет  поручено создание нового учебника.  Ведь среди претендентов сотрудники двух ведущих академических НИИ. Институт Российской истории  под руководством академика Петрова и Институт Всеобщей истории, возглавляемый академиком Чубарьяном, известного своим либеральным направлением.

 

Еще более настороженное отношение к  намерению создать единственный «правильный» учебник по истории для школ всей страны высказал зам. декана истфака, заслуженный преподаватель Александр Попов:

 

Он, по его словам  считает это утопической идеей, поскольку история – это очень динамично развивающаяся наука, в которой постоянно борются разные точки зрения. Часто меняются  методики в изучении и оценке исторических фактов. Что вовсе неплохо, потому что в споре рождается истина. И  при этом нужно четко различать сами исторические факты и их современные оценки, нередко связанные с решением идеологических задач.

 

Недаром в свое время, когда Карл Маркс увидел, как его учение интерпретируют на практике, то попросил не считать его марксистом.  А спор Ленина и Плеханова, смолола ли история муку для выпекания социализма, до сих пор не выявил окончательного решения. По поводу любого исторического события со временем появляется возможность   выработать более трезвую и справедливую оценку.

 

По словам Попова, идеи о создании  «более правильного» учебника в нашей стране высказываются с 1987 года. С тех пор  появились новые способы осмысления фактов в исторической науке, но цель так и осталась недостижимой.  Политический, экономический и методологический подходы к оценке исторических фактов все больше удаляются друг от друга. Но у каждого ученого и гражданина есть возможность выработать собственное отношение к ним. И это очень важно и полезно.

 

С тревогой ждет новостей о создании нового учебника и  специалист по теории и практике высшего и среднего образования, доцент истфака ТГУ Виктор Соколов.

 

Его волнует возможный статус и роль будущего учебника.  Главное, по его словам, чтобы после его выхода не было запрещено использование других источников. Тогда будут до предела сужены возможности для   самостоятельного осмысления истории и роль личности самого преподавателя. Что сегодня имеет огромное значение.

 

Дискуссии по историческим темам, по мнению  Виктора Юрьевича – это не баррикады и никакого экстремизма не предполагают. Изменение образа мыслей человека – штука неуловимая и зависит от очень многих факторов.

 

Появление нового учебника после горячих дискуссий, по его словам,  будет интересным и полезным, если будет происходить без излишнего фанатизма.

 

Здесь  стоит напомнить, что проект концепции нового учебника истории для средней школы, переданный на утверждение Президенту  предусматривает такие условия, как:

 

  1. Непрерывная история единого государства.
  2. Принятие конкретного решения по толкования советского периода истории России.
  3. Обязательное публичное обсуждение основных вопросов.
  4. Неразрывную связь Российского государства с православием.
  5. Историю борьбы с внешними врагами страны. 
  6.  Основные болевые точки    истории, открытые для изучения.