Рейтинговые действия следуют за подтверждением долгосрочного рейтинга Республики Татарстан на уровне «BBB-» (BBB минус)/прогноз «Стабильный» (см. вчерашнее сообщение на сайте www.fithcratings.com и русскоязычную версию сообщения на сайте www.fitchratings.ru). По мнению Fitch, Республика Татарстан будет иметь высокую готовность оказать поддержку АК БАРСу с учетом контроля республики над банком, длительного тесного сотрудничества между правительством республики и банком, обслуживания АК БАРСом бюджетных счетов Республики Татарстан, наличия у банка обширной клиентской базы в республике среди физических лиц (1,4 млн. розничных вкладчиков), а также ввиду общей значимости АК БАРСа для банковской системы Татарстана (38% активов банковского сектора на конец 2008 г.). Кроме того, поддержка может быть предоставлена ненапрямую, от предприятий, связанных с государством.
В то же время способность Республики Татарстан предоставить поддержку может сдерживаться относительным размером местного бюджета и наличием свободной ликвидности у Республики Татарстан относительно баланса банка (средний объем денежных средств на бюджетных счетах на конец месяца в 2008 г. составлял 9 млрд. руб.), в то время как существующие бюджетные процедуры могут оказать воздействие на своевременность поддержки. Fitch также отмечает, что непрямое владение через аффилированные структуры усложняет полную оценку связей между правительством Республики Татарстан и АК БАРСом. Это также может сделать готовность республики оказать поддержку банку зависимой от взаимоотношений между властями Татарстана, банком и ведущими местными компаниями. В результате Fitch сохраняет разницу в два уровня между долгосрочным рейтингом Республики Татарстан и рейтингом АК БАРСа.
Дальнейшие изменения долгосрочного РДЭ и национального долгосрочного рейтинга АК БАРСа могут быть вызваны изменениями долгосрочного рейтинга Республики Татарстан или изменением мнения Fitch о готовности и способности властей региона оказывать поддержку банку.
Понижение индивидуального рейтинга банка отражает ухудшение операционной среды, повышение уровней обесценения кредитов и довольно агрессивное управление балансом в прошедшие несколько месяцев. Последний фактор обусловил продолжение роста кредитования корпоративных клиентов, и, как результат, относительно слабую позицию ликвидности.
В то же время рейтинги по-прежнему принимают во внимание крупную клиентскую базу банка в республике, умеренную долю кредитов, номинированных в иностранной валюте, и низкие риски рефинансирования. Совет директоров банка одобрил увеличение капитала на 9 млрд. руб. (эквивалент 36% собственных средств по российским стандартам на конец февраля 2009 г.), что должно оказать поддержку капитализации (к концу февраля 2009 г. регулятивный показатель достаточности капитала сократился до 12,5%). Произошли изменения дивидендной политики, и банк не ожидает выплаты каких-либо дивидендов в ближайшем будущем.
АК БАРС был основан правительством Республики Татарстан в 1993 г. По состоянию на конец 2008 г. это самый крупный банк в республике по величине активов и один из 20 крупнейших банков в России. Согласно финансовой отчетности на конец 1 половины 2008 г., рассмотренной аудиторами, власти Татарстана контролируют 96% акций банка.
Проведенные рейтинговые действия:
Долгосрочный РДЭ подтвержден на уровне «BВ», прогноз «Стабильный»
Краткосрочный РДЭ подтвержден на уровне «B»
Индивидуальный рейтинг понижен с уровня «D» до «D/E»
Рейтинг поддержки подтвержден на уровне «3»
Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне «AA-(rus)», прогноз «Стабильный».