Почти половине москвичей приходится в целом сокращать расходы из-за спада экономики, а 81% из них – снижать траты на покупку продуктов питания, еще с советских времен едва ли не главную статью расходов, говорится в данных социологического опроса службы «Башкирова и партнеры». Резкое замедление российской экономики во второй половине 2008 года, совпавшее с падением цен на нефть, нанесло сильный удар по потребительскому рынку РФ, отразившись на объеме и структуре спроса.
Но в необходимости сокращения расходов можно усмотреть и положительную сторону, говорят социологи. Например, каждый седьмой уже бросил курить из-за кризиса, а каждый шестой – покупать спиртное, сообщает «Взгляд» со ссылкой на Reuters. Кризис также вынудил москвичей меньше развлекаться: 60% уменьшили расходы на рестораны, а 52% стали реже ходить в кино или покупать более дешевые билеты.
«В более благоприятной ситуации находятся интернет-провайдеры и поставщики услуг спутникового и кабельного телевидения», – отмечают социологи. Расходы на Интернет сократили только 24% москвичей, на телевидение – 12%.
Комментирует публицист Максим Кононенко на сайте «Актуальные комментарии»: «Экономию на сигаретах представить очень трудно — пачка сигарет в день стоит максимум 30 рублей, то есть тысячу рублей в месяц. То же самое и с водкой – если человек выпивает бутылку водки в неделю, это обходится ему ежемесячно в пределах тысячи рублей. Не очень понятно, в чем экономия. Кажется мне, что люди, которых опрашивали, обманывают.
Либо все эти люди обманывают социологические службы, либо социологические службы фальсифицируют результаты опроса. И сам соцопрос какой-то надуманный. На самом деле, думаю, в Москве никто ни на чем не экономят.
Что значит экономить на ресторане? Если человек на регулярной основе ходит есть в ресторан, это значит, что это человек достаточно обеспеченный. Он вряд ли будет экономить на этом. А если человек имеет средний или ниже среднего уровень дохода, то он не ходит ежедневно есть в ресторан. Он как ходил раз в месяц так и ходит раз в месяц и тратит там полторы – две тысячи рублей.
Обычно люди снижают те расходы, которые у них высоки. Интернет в Москве ничего не стоит, на нем нет необходимости экономить. Что значит – покупать более дешевые билеты в кино? Все нормальные люди, когда приходят в кино, покупают более дешевые билеты, а потом пересаживаются, потому что залы полупустые.
Экономия может быть на продуктах питания, это правда. Просто потому что у нас структура потребления в стране немножко кривоватая и у нас многие люди большую часть доходов тратят на еду. Кроме того, думаю, люди меньше откладывают на лето — если мы говорим о тех людях, которые целый год копят на поездку в Турцию».