Управляющие компании «Атланта» и «IQ One» представили свой проект по инвестированию в сегменте Интернет, IT и New Media. Формирование двух фондов венчурных инвестиций под управлением ООО УК «Атланта» — ЗПИФ «Атланта Старт» и ЗПИФ «Атланта Венчур» было закончено еще в середине марта. Объем фондов составил соответственно 35 млн рублей и 30 млн рублей. В структуру входят управляющая компания Атланта (управление фондами и привлечение пайщиков), управляющая компания IQ One (оперативное и стратегическое управление проектами), а также рейтинговое агентство StartupIndex (поиск, первичный отбор, оценка инвестиционной привлекательности проектов).
«Российский рынок IT представляет для инвесторов очень привлекательные возможности, однако он практически не сегментирован и плохо понятен профессиональным инвесторам, — рассказал генеральный директор УК «Атланта» Натик Джабраилов на презентации проекта в отеле «Балчуг Кемпински». — Мы поставили перед собой задачу сделать процесс инвестирования максимально прозрачным, с четко простроенной структурой и понятными результатами. Для достижения этой цели мы соединили в одном проекте компетенции специалистов в области финансов, управления и IT».
Несмотря на то, что сам фонд сформирован по венчурному типу (возможность максимальной прибыли, но при очень высокой степени риска), участники проекта уверяют, что в их случае риски минимальны. «Мы не работаем в соответствии с классическими венчурными схемами (2 из 10), а подходим к проектам в сегментах Интернет, IT, New Media с точки зрения регулярного бизнеса: занимаемся постоянным менеджментом проектов, их оперативным управлением на каждом шаге развития, — отметил Дмитрий Соловьев, директор по инвестициям УК «IQ One». — Это фактически новый виток в развитии бизнес отношений в этой сфере. Наша задача — превратить молодые компании в серьезный бизнес, приносящий прибыль».
Специфика работы с проектами в сфере IT отличается тем, что интересный проект может быть интересен пользователям, но при этом быть убыточным. Половина проектов, которые рассматривают управляющие компании даже не имеют юридических лиц, но при этом достаточно популярны в сети. Задача компаний состоит как раз в том, чтобы повысить их эффективность и реализовать коммерческий потенциал.
Среди основных трендов, которые интересуют инвесторов, Дмитрий Соловьев назвал следующие:
1. Контентные проекты
Это не только и не столько Интернет-СМИ, сколько порталы, которые предоставляют не прокисающие новости, а информацию, которая нужна пользователям постоянно. Среди схем, по которым проекты могут зарабатывать деньги, Соловьев привел такой пример: сайт пишет о том, где и как лучше взять кредит, доводя пользователя до решения воспользоваться кредитом; с банковской сделки сайт получает свой процент. Директор по инвестициям УК «IQ One» считает, что через 3-4 года такая модель докажет свою эффективность.
2. SaaS (Software as a Service)
Соловьев полагает, что в скором будущем это будет определять рынок.
3. Интернет-реклама
Здесь управляющие компании отдают предпочтение новым и пограничным видам, например, видео-реклама в сети.
4. Нишевые социальные сети
Соловьев подчеркнул, что уже нет смысла пытаться конкурировать с глобальными сетями первой волны, такими как «Одноклассники» и «Вконтакте». Вскоре должна начаться вторая волна социальных сетей, которые будут более узкими и адресованы отдельным группам, например, детские, деловые сети.
5. Онлайн игры
Проекты в этой сфере эксперты считают очень эффективными, особенно в условиях кризиса, когда людям необходимо как-то расслабиться и развлечься.
В рамках пресс-конференции были представлены проекты, рассматриваемые на данный момент Инвестиционным комитетом УК «Атланта» в качестве объектов инвестиций. Среди них детская социальная сеть «Медведия» (medvedia.ru), видеореклама в Интернет VideoNow (videonow.ru), онлайн-игра «Фабрика футбола» (fabrikafutbola.ru), контентный проект «Интернетные штучки» (Internetno.net), SaaS-проекты «Мегаплан» (megaplan.ru) и «Flafone» (flaphone.ru) и др.
Об одном из проектов – «Фабрика футбола» — рассказал главный менеджер проекта Антон Руфф. Это онлайн 3D игра, с «вкусной» картинкой и качественной организацией. Для получения прибыли Руфф предложил использовать не западную (абонентская плата), а азиатскую модель. Просто сыграть матч можно бесплатно, но если юзер хочет выиграть турнир, то ему надо за вполне настоящие деньги купить игроков, некие «волшебные бутсы» или другие девайсы.
Основой успеха игры должна стать любовь к футболу, который после побед сборной и «Зенита» на международных турнирах стал национальной идеей. «Мы не могли не заняться "Фабрикой футбола"», — говорит Антон Руфф. Разработчики провели локализацию игры (в оригинале она голландская) для российских реалий. Кроме того, в ней присутствуют три популярнейших российских клуба — «Спартак», «Зенит» и «ЦСКА» — что может соблазнить многомиллионную армию их фанатов.
Сейчас «Фабрика футбола» обладает базой в 600 тысяч зарегистрированных пользователей с ядром в 15 тысяч. Ежедневно на сайте регистрируют около 1000 человек, а месячный оборот уже составляет более миллиона рублей. Цель проекта – по итогам 2009 года привлечь более миллиона зарегистрированных пользователей.
Что же делать молодым специалистам у которых есть интересные проекты, под которые необходимо финансирование? Для этого и существует третий партнер – StartupIndex. Это информационно-аналитическое рейтинговое агентство, владеющее площадкой, на которой можно рассказать о себе и найти инвестора. Для этого надо зарегистрировать свой проект на сайте startupindex.ru.