Между тем, более половины наших сограждан фиксируют уменьшение доходов за последний месяц (56%). Доля таких респондентов наиболее велика среди тех, кому не хватает денег даже на продукты (66%). 39% россиян сообщают, что за месяц их доходы не изменились — чаще такой ответ дают представители среднего класса (50%). Лишь у 2% доходы выросли, показали исследования ВЦИОМ.
Таким обрзом, если в 2008 году об увеличении накоплений сообщали 15% (14% — несколько возросли, 1% — значительно возросли), то сейчас — только 6% (5% и 1% соответственно). Напротив, возросла доля тех, кто отмечает уменьшение сбережений: с 18% в 2008 году (11% — несколько уменьшились, 7% — значительно уменьшились) до 29% (15% и 14% соответственно). У 34% объем накоплений не изменился (в 2008 году — 41%). 30% затруднились ответить.
Если в 2008 году накоплений не делали 68%, сейчас доля таких респондентов выросла до 72% (в 2005 году — 64%). Чаще это те, кому денег не хватает даже на продукты (92%). 23% сообщают, что откладывают деньги (в 2008 году — 26%), наиболее склонны заявлять об этом представители среднего класса (46%).
За год увеличилась и доля россиян, находящихся за чертой бедности (тех, кому денег не хватает даже на продукты), почти в два раза — с 8% в феврале 2008 года до 14% в феврале текущего года. Выросло и количество бедных (тех, кому на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения) — с 28% до 32%. Напротив, сузилась средняя прослойка (денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является проблемой) — с 46% до 39%. Наконец, 12% относят себя к среднему классу.
Стоит также отметить, главные проявления кризиса, с которыми столкнулись россияне, это рост цен (85%) и уменьшение доходов (40%). Далее следуют отказ от некоторых товаров и услуг (25%), задержки заработных плат, стипендий, пособий или же их сокращение (по 21%), увольнения с работы (17%), паника и депрессия в окружении и ухудшение качества коммунальных услуг (по 14%), сокращение рабочего дня и вынужденные отпуска (13%), необходимость оказания помощи близким и взять деньги в долг (по 12%), невыплата премий, бонусов и рост преступности (по 11%), отказ в получении кредита (9%). Замыкают этот рейтинг кризисных симптомов невозможность выплаты по ранее взятому кредиту (7%), ухудшение условий работы, отсутствие в магазинах привычных товаров и повышение процентной ставки по кредиту (по 6%), отказ в выдаче денег в банке (3%).
При этом экономить россияне предпочитают в первую очередь на продуктах питания (50%), одежде и обуви (42%). 30% наших сограждан сократили расходы на развлечения, 29% — на отдых, отпуск. 24% экономят на лечении и медикаментах, 20% — приобретении крупной бытовой техники, 18% — на больших покупках (недвижимости, автомобилях), 17% — на связи (в том числе, мобильная). 16% снижают расходы на транспорт, 15% — мелкую бытовую технику, по 14% — на предметах роскоши и коммунальных расходах, 6% — на образовании. Впрочем, 12% россиян сообщают, что ни на чем не экономят.
Однако траты на питание по-прежнему составляют более половины дохода семьи у 51% наших сограждан: 41% сообщают, что тратят на них 50-74% своих доходов, а 10% — от 75% и более своих средств. 37% россиян сообщают, что на продукты питания тратят 25-49% доходов семьи (в 2007 году об этом сообщали 29%). Лишь у 6% расходы на питание составляют менее четверти доходов (25% и менее от доходов семьи).
Что касается коммунальных платежей, то на них россияне чаще всего тратят менее половины (25-49%) своих доходов — об этом сообщают 45%. У 35% наших сограждан эти расходы составляют около четверти (25%) семейного бюджета — впрочем, с прошлого года доля таких респондентов снизилась (с 40%). О том, что тратят на коммунальные платежи от 50% до 74% доходов или же более 75% доходов сообщают 11% и 2% россиян соответственно.