Представители Магнитогорского металлургического комбината прокомментировали прямое влияние мирового финансового кризиса на экономику предприятия.
На днях вице-президент управляющей компании ММК по финансам и экономике Владимир Шмаков сообщил: в связи со снижением спроса и резким падением цен на мировых рынках на черный и цветной металл сегодня продавать продукцию на экспорт убыточно. Снижена платежеспособность и российских потребителей металлопроката. Поэтому комбинат с октября снижает объем производства на 15 процентов. В связи с этим в производственном процессе не удастся задействовать весь персонал предприятия, заявил директор по персоналу и социальным программам ОАО «ММК» Александр Маструев.
Эти сообщения получили широкий резонанс в отечественной и зарубежной прессе. Журналисты писали о «возможном увольнении с комбината трех тысяч человек». Ситуацию прокомментировал «главный кадровик» ОАО «ММК» Александр Маструев.
«Не стоит драматизировать ситуацию и паниковать, – сказал он. – Жаль, конечно, что газетчики думали лишь о том, как броскими заголовками «посмаковать», что Магнитка якобы теперь на боку. Вчера, например, было несколько звонков из Москвы. Все спрашивают, а три тысячи человек уже уволены, если нет, то когда это произойдет? Объясняю им: вопрос увольнения такого количества персонала у нас даже и не обсуждался. Речь шла о вынужденном высвобождении персонала, связанном с существенным снижением производства. Подчеркну: о высвобождении, а не увольнении и сокращении. При неполной загрузке производственных агрегатов мы не имеем возможности задействовать в технологическом процессе всех работников. Для минимизации негативных последствий сложившейся ситуации, на ММК реализуется комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию численности персонала и на максимальную загрузку персонала в условиях снижения производства. Временно высвобожденные работники используются на других участках. 76 человек уже трудятся на строительстве стана «5000», двести человек заняты на благоустройстве территорий, 800 – на ремонте и очистке своих цехов. Те, кто владеет смежными специальностями, привлечены к работам на объектах капитального строительства и проведению текущих и капитальных ремонтов. Желающим предоставлена возможность воспользоваться отпусками за свой счет».
По словам Маструева, на сегодня весь персонал, ранее непосредственно участвующий в процессе производства, задействован и работает. На сокращенную рабочую неделю переведен лишь управленческий и инженерно-технический персонал. Однако он подчеркнул, что если ситуация будет оставаться сложной, под сокращение в первую очередь попадут нарушители трудовой дисциплины.
«В прошлом году на комбинат принято пять с половиной тысяч человек и столько же уволено, – сказал Маструев. – Сейчас мы временно закрыли прием на работу. Только за счет этого можно оптимизировать численность. Мы вынуждены были в прошлом году расстаться еще с 1100 работниками – нарушителями трудовой дисциплины и прогульщиками. Будем еще жестче отказываться от таких».
Руководство комбината оценивает текущую ситуацию как временную. Предпринимаемые меры вынужденные, заявляют представители предприятия, и в данных условиях главная задача для ММК – максимально сохранить коллектив предприятия. Специалистами компании на постоянной основе ведется мониторинг и анализ внешнеэкономической ситуации. В зависимости от ее развития появятся соответствующие коррективы в производственные планы. Александр Маструев особо подчеркнул, что все социальные программы 2008 года будут реализованы полностью. На эти цели запланирован один миллиард рублей.
Отметим, что металлурги других предприятий России пока более осторожны в заявлениях. Так, представители Новолипецкого меткомбината подтвердили, что с конца сентября резко снизился спрос на слябы и заготовку. В основном снижение произошло по экспорту в Европу и США. «Паники в компании нет, хотя возможности пересмотра производственной программы нельзя исключать», – говорят в НЛМК. В Северстали «анализируют ситуацию», в Evraz Group признают необходимость оптимизации плана производства на октябрь и ноябрь «с учетом непростой ситуации на внутреннем и международном рынках».
Первым, кто из представителей южноуральской политэлиты прямо заявил, что глобальное падение экономики затронет интересы региона, оказался мэр Челябинска Михаил Юревич. В начале недели глава областного центра сообщил, что финансовый кризис дойдет до Челябинска. И большинство компаний уже успели это почувствовать на себе. «Банковский кризис отразится в первую очередь на промышленных предприятиях. Станет не хватать кредитов и, как следствие, замедлится производство. Строительный бизнес основан на дешевых кредитах. С кредитами для строительных организаций стало очень плохо. Поэтому темпы строительства по всей стране замедлятся из-за банковского кризиса. Но у нас в Челябинске имеется большой задел», – цитирует градоначальника пресс-служба ММК.
На заседании регионального объединения работодателей, обсуждавшем эту проблему, гендиректор ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Валерий Платонов не стал лукавить и сообщил, что прогнозирует спады объемов производства на 20 процентов.
По мнению экспертов, на Южном Урале от глобального кризиса пострадают компании с длительным сроком производства, например строители, а также предприятия, не имеющие собственных активов и живущие за счет постоянного перекредитования. Прежде всего, это касается торговых сетей, риэлтерских компаний, частично агробизнеса и перевозки. Уже сейчас идет затоваривание автодилерских центров ввиду снижения объемов автокредитования.
Аналитики не ждут скорого улучшения ситуации в металлургии. «До конца года мы можем увидеть снижение производства у ведущих российских металлургических компаний на 20–25 процентов», – считает Ольга Окунева из Deutsche Bank. Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов прогнозирует затяжной характер кризиса в металлургии до полутора–двух лет.
По материалам пресс-службы ММК.