Из-за кризиса более трети столичных автовладельцев стали использовать свою машину реже, – показал опрос, проведённый Исследовательским центром портала SuperJob.ru среди 1800 москвичей, имеющих личный автотранспорт.
«У меня нет денег на бензин и ремонт машины»; «…машина стоит под окном, так как я не могу найти работу», – так объясняют московские автовладельцы (34%) вынужденный простой личного автотранспорта.
Однако большинство водителей (66%) пока не отказались от привычного режима использования личного автомобиля. Кому-то из них «дешевле передвигаться на автомобиле, чем на общественном транспорте», другим не приходится отказывать себе в поездках на машине, потому что они и до кризиса пользовались ей нечасто. Третьи, несмотря на кризис, используют машину в прежнем объёме, предпочитая экономить на чём-то другом, например, на походах в кафе или кино. «Хоть какая-то радость должна в жизни оставаться!»; «Пешком далеко не уйдёшь!» – комментируют москвичи, не представляющие свою жизнь без автомобиля.
Решение сократить количество поездок на автомобиле мужчины принимают заметно чаще женщин (37% против 27%). Чем старше респонденты, тем больше среди них тех, кто в условиях кризиса предпочитает перемещаться по городу пешком или на общественном транспорте. Например, среди 30-летних автовладельцев таких менее трети (29%), тогда как среди опрошенных старше 50 лет – более половины (55%). Кроме того, пересесть из личного автотранспорта на общественный чаще остальных готовы респонденты с ежемесячным доходом от 15 до 25 тысяч рублей (40%).
Эту тенденцию подтверждают не только опросы, но и официальная статистика. С начала текущего года количество автомобилей на московских улицах в часы пик снизилось на 10 процентов, заявил начальник управления ГИБДД Москвы Сергей Казанцев. По его словам, из-за мирового кризиса на дороги столицы действительно стало выезжать меньшее число автомобилей, однако, несмотря на снижение покупательной способности и падение доходов населения, рост автопарка в Москве в 2009 году продолжится, пишет «Деловой автоклуб».
Уменьшение числа автомобилей на московских дорогах, как сообщалось ранее, привело также к тому, что пробки в Москве теперь начинаются позже и заканчиваются раньше. По оценкам экспертов Московского автодорожного института, в 2008 году социально-экономический ущерб от пробок в Москве составил 40 миллиардов рублей. При расчете этой цифры аналитики принимали в расчет время на передвижение по городу и негативное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду.
«Да, в Москве стало свободнее. Причина в экономическом кризисе. Люди стали реже посещать кафе, рестораны, ночные клубы. Уменьшилось число разных концертов и шоу. Стало меньше поводов куда-то ездить! Люди больше времени проводят дома, только и всего», — цитирует «Деловой автоклуб» Сергея Смирнова, директора Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики.