Если взглянуть на реализацию концепции административной реформы, то очевидно, что регламенты являются ее базовым инструментом. Они позволяют реально модернизировать административные процессы и межведомственные взаимодействия, выявить административные барьеры и избыточные функции.
В настоящее время регламентами уже охвачено около трети государственных функций (полномочий) федеральных и от четверти до половины функций региональных органов исполнительной власти. Можно сказать, что экстенсивный этап регламентации в основном завершен. Утвержденные регламенты выполнили базовую задачу по описанию и определенному улучшению административных процедур, сформировали необходимую основу для перехода к оптимизации функций, автоматизации межведомственного взаимодействия, электронным услугам.
На новом этапе необходимо реализовать потенциал «административного упрощения», заложенный в административных регламентах. Это позволит не только повысить качество государственных услуг, т.е. уменьшить количество запрашиваемых документов и сроки рассмотрения заявлений, но и снизить издержки государства, граждан и бизнеса, повысить результативность деятельности органов исполнительной власти, сфокусировать их внимание на решении содержательных, а не рутинных задач.
Всероссийский мониторинг административных регламентов, охвативший в прошлом году более 60 субъектов РФ, показал, что этот потенциал понятен гражданам и государственным служащим. 90% опрошенных государственных служащих положительно оценили практику разработки и внедрения административных регламентов, поскольку это, по их мнению, приводит к упорядочению деятельности и укреплению дисциплины, улучшению межведомственного взаимодействия. 92% граждан и представителей бизнеса, знакомых с регламентами, видят их значение в повышении прозрачности требований и бюрократических процедур, возможности контролировать и обжаловать действия чиновников.
Для раскрытия потенциала административных регламентов необходимо в процессе их разработки и контроля исполнения установить диалог между представителями государством и гражданского общества (конечными получателями государственных услуг). Требуется повысить ответственность за соблюдение требований (прежде всего стандартов), заложенных в административных регламентах, т.е. по сути взятых на себя обязательствах. Мониторинг показал, что соблюдение таких параметров стандарта, как надлежащее предоставление информации и консультирование (стенды, интернет сайт, ответы по телефону), комфортность помещения, доступ к интернету и копировальной технике, наличие стоянки для автомобилей и прочее, обеспечивается федеральными органами власти и их территориальными органами лишь на 40-50%.
Единственное, что может уверенно порадовать – соблюдение установленного регламентом режима работы. Если и встречаются нарушения, то лишь по территориальным органам, которые находятся на удалении более 250 километров от областных центров.
Доля положений, требующих изменений не только административных регламентов, но и нормативно-правовых актов, регулирующих порядок исполнения государственных функций (государственных услуг), составляет от 10 % до 37 % рассмотренных случаев. В ходе мониторинга выявлены пробелы в законодательстве и подготовлены предложения по их устранению (более 1,5 тыс. страниц предложений переданно в аппарат Правительства для направления в соответствующие органы исполнительной власти). Сейчас в четверти случаев услуга не может оказываться непротиворечиво в части состава документов, платности и сроков из-за коллизий актов более высокого уровня – постановлений Правительства, федеральных законов.
Мониторинг административных регламентов на уровне субъектов РФ показал, что отсутствует единый подход к их разработке и утверждению, что вызвано отчасти объективным фактором – отсутствием Федерального закона «О стандартах и административных регламентах деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Встречаются случаи, когда срок предоставления одной и той же услуги различается по регионам в 5-7 раз.
Многие региональные регламенты в принципе не дают содержательного описания административных процедур и требований стандарта, что делает их практически ненужными, избыточными документами.
Результаты мониторинга показали, что настал момент вновь обратиться к анализу функций (полномочий) федеральных органов власти. Выявлено значительное количество неработающих функций, дублирования. По оценкам экспертов, может быть сокращено до 10% фактически неисполняемых, номинальных функций федеральных органов исполнительной власти. Это особенно актуально в условиях кризиса и необходимости оптимизации бюджетных расходов.
Необходима увязка административных регламентов с другими инструментами современного государственного управления. Уже разработанные методики позволяют на основе административных регламентов рассчитать реальную стоимость исполнения государственных функций и предоставления услуг, определить параметры государственного задания.
Другой, еще не задействованной возможностью, является использование регламентов при определении показателей результативности деятельности органов исполнительной власти. Кроме того, целесообразно продумать вопрос об использовании регламентов при реализации мероприятий Основных направлений деятельности Правительства, а также указа Президента о федеральной программе реформирования и развития системы государственной службы (2009 – 2013 годы).
По материалам ГУ ВШЭ.