Интересное

Комитет Автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса сообщает, что в текущем году продажи иностранных автомобилей в России увеличились. Однако при более глубоком рассмотрении, рост продаж оказывается только видимостью.

15:30 / 10.10.08
502
Мы в социальных сетях:

По данным Комитета Автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса, за 9 месяцев текущего года продажи иностранных автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличились.

Так, в целом за девять месяцев 2008 года продажи иномарок увеличились на 40%, или на 459.392 штук, а отдельно за сентябрь — на 22%, или на 32.137 штуки. В составлении статистики учитывались и автомобили иностранных марок местного производства. Кроме того, в пятерке лидеров — три иномарки местного производства.

Комментарий «Делового АвтоКлуба»

Замедление темпов роста на автомобильном рынке России продолжается. Если за восемь месяцев этого года рынок вырос (по сравнению с прошлым годом) на 43%, то за девять месяцев прирост составил 40%. Если же говорить о сентябре, то здесь прирост относительно прошлогоднего периода составил 22%.

Оценим динамику. В сентябре прошлого года продажи иностранных автомобилей в России выросли на 50%, а девятимесячный рост продаж тогда был равен 63%. Тогда рынок «разгонялся», сейчас он начал «тормозить» — причем довольно энергично.

Интересно также сравнить продажи в сентябре с продажами в августе. Если не принимать в расчет китайских автопроизводителей (их показатели меняются слишком резко и без учета глобального кризиса), то в сентябре прирост продаж по сравнению с августом составил всего около 3%. При этом не надо забывать, что август традиционно считается на авторынке «вялым» месяцем – все в отпусках.

Посмотрим, как изменилось с августа по сентябрь положение компаний, лидирующих по физическим объемам продаж. Возглавляющая список Toyota понесла хотя и символические (-67 единиц при общем объеме более 18-ти тысяч), но потери. Основным неудачником среди лидеров следует считать Hyundai – компания недосчиталась ~3,7 тыс. проданных автомобилей. Почти на тысячу машин меньше, чем в августе, продала Kia. Среди других потерявших объемы продаж компаний – Opel (-390), Citroen (-327) и Skoda (-164). Как и Toyota, практически остались «при своих» Daewoo (-9) и Peugeot (-38). Сюда же (пусть и с противоположным знаком) можно отнести и продажи Mazda (+29).

Теперь о прибавивших. Здесь отличилась Honda – в сентябре она продала почти на 2,4 тыс. автомобилей больше, чем в августе. Второй в «таблице плюсов» стоит компания Nissan (+1458).

Активны были два брэнда, с которыми сотрудничает Sollers (бывшая СеверстальАвто) — Ssang Yong (+869) и FIAT (+885).

Умеренный (в общем, соответствующий выходу из сезона отпусков) рост показали Ford (+481), Mitsubishi (+481), Renault (+582) и Volkswagen (+413).

Теперь – о «дорогом» сегменте. Здесь лидером по объемам (2049 проданных автомобилей) и обладателем хорошей динамики (+327 единиц) является Land Rover.

На втором месте удалось удержаться Subaru (1894), несмотря на то, что в сентябре было продано на 193 машины меньше, чем в августе. Третье место за BMW, показавшей «символический» рост (1736, +79).

Наилучшую «помесячную» динамику в сегменте несколько неожиданно демонстрирует Volvo (+617). За счет этого шведский брэнд, продавший в сентябре 1561 автомобиль, вплотную приблизился к Audi (1577, +48) и не слишком сильно отстает от Mercedes (1604, +354).

Теперь, о самых продаваемых моделях. Первую строку удерживает Ford Focus (68110 машин за 9 месяцев). Однако темпы роста объемов продаж (по сравнению с прошлым годом) составляют всего 1%, а если брать сентябрь, то тут уже наблюдается падение (-22%). На этом фоне куда предпочтительнее выглядят позиции Chevrolet Lacetti – отставая по объемам (61863), эта модель имеет высокую «девятимесячную» динамику (+109%) и демонстрирует небольшой (+14%), но все же рост в сентябре.

Динамика продаж в сентябре (по сравнению с прошлым годом) вообще очень красноречива. Помимо Ford Focus, понесли потери Chevrolet Lanos, утративший 35%, Hyundai Accent (-28%), Renault Logan (-15%), Kia see’d (-12%), Daewoo Matiz (-11%), Chevrolet Niva (-9%), Kia Spectra (-9%), Hyundai Getz (-8%), Ford Fusion (-3%).

Бросается в глаза, что основные потери понесли бюджетные автомобили. Скорее всего, их потенциальных покупателей, людей со сравнительно невысокими доходами, отпугнуло изменение ситуации на кредитном рынке.

Если же говорить о лидерах по динамике, то здесь явно выделяется Honda. Ее CR-V (+194%) и Civic (+162%) занимают две первые строки. Далее следуют Toyota Corolla (+158%) и Nissan Qashqai (+137%). Неплохо проявляют себя Opel Astra (+78%), Opel Corsa (+64%), Mazda3 (+46%) и Skoda Octavia (+40%).

Теперь – о прогнозах. Очевидно, что наиболее ощутимо ударило по российскому авторынку ужесточение ситуации на рынке кредитования. Темпы роста падают, причем довольно быстро. Хорошо продаются только марки, покупатели которых не имеют острой необходимости в получении кредита, а также пытаются вложить деньги в «материальные ценности».

Не будет ничего удивительного, если в следующем месяце прирост (по отношению к сентябрю) составит 1,5-2%, а к концу года вообще «уйдет в ноль».

Процесс этот будет развиваться «параллельно» экономическому кризису с некоей временной задержкой. Можно предположить, что о росте продаж автомобилей до следующей осени (как минимум) можно забыть.

Не исключено, что падение цен на недвижимость, о возможности которого сейчас не говорит только ленивый, отвлечет средства с автомобильного рынка. Крыша над головой для многих и многих россиян куда более привлекательна, чем «колеса». До сих пор ситуацию стабилизировали запредельные цены на жилье, но этот ограничитель может и ослабнуть.

Параллельно с падением спроса на бюджетные автомобили возможен процесс «вымывания» дорогих машин. Часть потребителей моделей luxury пересядут на premium, а с premium — на business-class. В этом сегменте отток на рынок недвижимости может быть довольно заметным.

Естественно, этот прогноз действенен только при условии, что производители и дилеры будут работать так же, как они работают сейчас. Конечно, они могут начать активно реагировать на изменение ситуации. Правда, в это верится слабовато – слишком неповоротливы автопроизводители, слишком зависимы от них дилеры, и слишком мало реальных возможностей влияния на ситуацию есть у тех и у других. Тем не менее, ситуация может быть и получше — но не сильно. Преимущества будут иметь производители, сумевшие в широких масштабах задействовать свои финансовые подразделения для обеспечения кредитования как потребителей, так и дилеров.

Последние уже начали реагировать на ситуацию – путем сокращения штатов. Согласно неофициальной информации, ряд крупных дилерских компаний намерен подойти к этому радикально – называются цифры «готовых к увольнению» в диапазоне 30-50% от общей численности персонала.

В этой ситуации для потребителей есть и приятные черты. Во-первых, дилеры, наконец, повернутся к покупателям лицом (до сих пор превышение спроса над предложением позволяло им использовать другую часть тела). Естественно, что при сокращении штатов дилеры будут избавляться от наименее ценных для себя сотрудников.

Дилеры перестанут навязывать покупателям то, что им выгоднее (то есть модели подороже), и начнут предлагать то, что нужно потребителю. В числе заказываемых (и, особенно, производимых непосредственно в России) моделей будут преобладать машины «умеренной» комплектации.

Резко упадут сроки ожидания покупки – сейчас они бывают просто запредельными. Собственно, очереди по ряду марок практически исчезли уже сейчас.

То же самое можно сказать о работе автосервиса. Дилеры вынуждены будут извлекать больше средств из ремонта старых машин, а не из продажи новых. Конкуренция на рынке ремонта обострится, сократятся очереди, повысится качество. Можно ожидать даже продления рядом компаний гарантийных послеремонтных сроков.