Интересное

Арестованный мэр выиграл суд в Страсбурге

12:48 / 20.03.09
12398

Бывший мэр Томска, уже более двух лет находящийся под стражей, выиграл дело в Европейском суде. Александр Макаров, самый высокопоставленный заключенный томского СИЗО, сетует на слишком тяжелые условия заключения.

Мы в социальных сетях:

 

Арестованный мэр выиграл суд в Страсбурге

 

Бывший мэр Томска, уже более двух лет находящийся под стражей, выиграл дело в Европейском суде. Александр Макаров, самый высокопоставленный заключенный томского СИЗО, сетует на слишком тяжелые условия заключения. 

Макарова арестовали в декабре 2006 года, спустя полтора года его адвокаты подготовили жалобу в Страсбургский суд. Сторона защиты пожаловалась на тяжелые условия содержания в СИЗО, а также на незаконное продление срока.
 
Если суд вынесет обвинительный вердикт, то в тюремных условиях Макарову грозит провести еще долгое время. Прогнозировать, как скоро закончится процесс, сейчас не решается никто: в данный момент суд рассматривает четвертый эпизод из одиннадцати имеющихся. По делу проходят около трехсот свидетелей, да и сам размах обвинений (Макарова подозревают в превышении должностных полномочий, вымогательстве, взяточнистве, сбыте и хранении наркотиков) не дает надежды на скорый финал. Как заявили в прокуратуре Томской области, обвинение планирует изложить свои доказательства до начала осени. После этого слово будет предоставлено стороне защиты.

Бывший градоначальник тем временем помаленьку привыкает к распорядкам тюремной жизни. Так, изначально Макаров наотрез отказался употреблять пищу, которая готовится на пищеблоке. Ходили даже слухи о том, что в СИЗО экс-чиновнику доставляют обеды из его любимого ресторана, повара которого уже давно знают вкусовые предпочтения и медицинскую диету бывшего мэра. Сейчас Макаров стал менее принципиален в своей позиции: питается и пищей, приготовленной в СИЗО, и тем, что приносят в передачах  родственники.
 
Сегодня в четырехместной камере Макаров сидит вдвоем вместе с еще одним заключенным. Подъем у него в 7 утра. После утренних процедур уборка в камере. Затем  встречи с адвокатами в специальной комнате под контролем персонала СИЗО. 62-летнего подозреваемого ежедневно осматривает доктор. Один час Макаров имеет право прогуляться по тюремному дворику. Остальное время — свободное. Макаров читает книжки (в тюремной библиотеке их около 7 тысяч томов). Литературу «с воли» проносить не положено – инструкция запрещает в целях безопасности. Макаров попросил доставить ему гимнастическую палку, в этом тоже отказали – не положено. Отсутствие возможности для занятий спортом – одна из жалоб, указанных в заявлении в Европейский суд.

— Ситуация такая, что у нас сейчас возьми любой следственный изолятор, он не будет соответствовать тем требованиям, которые предъявляет Европейский суд, — рассказывает гособвинитель Елена Караваева. – Согласно их требованиям, площадь, положенная на одно заключенного, составляет семь квадратных метров. По российским нормативам это 4,5 метра. Есть и другие предписания, например, большую часть светового дня заключенные должны находиться вне камер – заниматься спортом и так далее. У нас это невозможно, и прогулка занимает всего час в день, площади двориков небольшие. Как следствие, выиграть подобное дело может любой заключенный. Даже Макаров, условия содержания которого, несомненно, лучше, чем у кого-либо из других заключенных.

В результате европейский суд признал условия содержания бывшего чиновника слишком тяжелыми. Они, с  точки зрения страсбургских экспертов, «увеличили неизбежный уровень страдания в заключении и породили у него чувства страха, тоски и неполноценности, которые могли унизить его». Суд постановил выплатить заявителю восемь тысяч евро из государственной казны в качестве моральной компенсации. Решение еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано Россией в течение трех месяцев.

Вместе с тем, как отмечается в решении, с 5 февраля 2007 по 20 ноября 2008 года суд шесть раз продлевал срок его заключения, чтобы предотвратить возможное влияние Макарова на судебный процесс. Однако, по мнению Европейского суда, российские судебные органы недостаточно обосновали, почему освобождение Макарова может представить опасность для хода судебного разбирательства. Но данное заключение вряд ли изменит меру пресечения Макарова. Решение Европейского суда имеет силу для России только в части компенсации, однако не вмешивается в национальное законодательство и не может отменить решения российских судов.

Редакция новостей tomsk.ru
Фото: www.izvestia.ru