Интересное

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, вносящий поправки в Бюджетный кодекс (БК), позволяющие скорректировать федеральный бюджет на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов в связи с изменением мировых цен на энергоносители. Поправки подготовлены для уточнения норм БК для обеспечения сбалансированности федерального бюджета при его формировании, утверждении и исполнении в условиях неопределенности перспектив завершения финансового кризиса, с учетом текущей экономической ситуации …

13:30 / 19.03.09
285
Мы в социальных сетях:

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, вносящий поправки в Бюджетный кодекс (БК), позволяющие скорректировать федеральный бюджет на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов в связи с изменением мировых цен на энергоносители.

Поправки подготовлены для уточнения норм БК для обеспечения сбалансированности федерального бюджета при его формировании, утверждении и исполнении в условиях неопределенности перспектив завершения финансового кризиса, с учетом текущей экономической ситуации и прогнозируемого в 2009-2011 годах дефицита федерального бюджета, сообщает РИА Новости.

Поправки также направлены на повышение эффективности межбюджетных отношений и совершенствование организации бюджетного процесса в условиях финансовой нестабильности. В этой связи предлагается установить особенности применения некоторых норм БК в 2009-2012 годах. Кроме того, с учетом прогнозируемого в 2009-2011 годах дефицита федерального бюджета потребуется создание правовых оснований для внесения изменений в закон бюджете на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов.

Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2013 года действие пункта, разрешающего использование средств Резервного фонда только для финансового обеспечения нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов. В этой связи в законопроекте предусматривается поправка, позволяющая использовать средства Резервного фонда в 2009-2012 гг. для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в объемах, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете.

Кроме того, предлагается поправка, согласно которой пункт БК, устанавливающий ограничения по ненефтегазовому дефициту федерального бюджета в процентном отношении к ВВП (не более 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта), будет введен в действие с 1 января 2013 года.

Эти поправки сохранят базовые принципы использования нефтегазовых доходов федерального бюджета и позволят сделать более гибким использование средств Резервного фонда, говорится в пояснительной записке.

Помимо прочего, поправки коснулись возможности изменения бюджетных показателей только на текущий финансовый год. Законопроектом предусматривается, что в случае сокращения в текущем финансовом году ненефтегазовых доходов бюджета более чем на 15% по сравнению с утвержденным объемом доходов, изменения могут быть внесены только в показатели текущего финансового года, без изменения параметров планового периода.

При этом положения закона о бюджете, относящиеся к плановому периоду, могут быть признаны утратившими силу при принятии соответствующего федерального закона, без представления уточненного прогноза социально-экономического развития в плановом периоде при внесении законопроекта.

Кроме того, в этом случае, при внесении изменений в законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, плановые показатели на второй и третий годы этих бюджетов, также могут быть признаны утратившими силу.

Между тем, в 2009 году, по оценке Минэкономразвития России, сокращение ненефтегазовых доходов в результате уточнения прогноза относительно уровня, утвержденного в бюджете, составит около 25%, говорится в пояснительной записке правительства. К слову, в предыдущие годы происходил рост ненефтегазовых доходов на фоне роста цен на энергоносители — так, в 2008 году превышение составило 15%, в 2007 году — 23%, в 2006 году — 9%.

Поправками также расширяется возможностей предоставления дотаций из региональных бюджетов на обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Такая возможность рассматривается как временная мера антикризисного характера.

В 2009-2012 годах предлагается снять существующее ограничение по предоставлению трансфертов из региональных бюджетов местным бюджетам в пределах не более 10 % общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из региональных бюджетов. Таким образам местным бюджетам могут быть предоставлены дотации в большем объеме.

Также вводятся возможности для привлечение дополнительных доходных источников. Предусматривается возможность возврата в федеральный бюджет субсидий, предоставленных в виде имущественного взноса Российской Федерации государственным корпорациям "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и "Российская корпорация нанотехнологий" в соответствии с решением, принимаемым правительством Российской Федерации.

Во исполнение Бюджетного послания президента РФ законопроектом предусматриваются поправки и в Таможенный кодекс РФ. Они предлагают перечислять таможенные платежи напрямую в федеральный бюджет, минуя "промежуточные" счета таможенных органов для учета таможенных платежей. Это позволит ускорить направление этих средств на расходы федерального бюджета.

Кроме того, законопроектом предполагается, что обязанность по уплате таможенных платежей может быть исполнена исключительно в валюте РФ. При этом положения законопроекта не затрагивают прав участников внешнеэкономической деятельности, отмечается в пояснительной записке.

Принятие законопроекта позволит мобилизовать в федеральный бюджет более 100 миллиардов рублей, находящихся в настоящее время на счетах по учету таможенных и иных платежей от участников внешнеэкономической деятельности.

""Бюджетный пузырь", поддерживаемый высокими ценами на нефть благополучно лопнул, как и миф о стабильной экономике, — считает доцент кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета управления Александр Гусев. — Судя по цифрам, дефицит федерального бюджета 2009 года составит 30%, но он будет автоматически покрыт средствами Резервного фонда. На 2010 год средств Резервного фонда будет недостаточно, и тогда начнутся по-настоящему тяжелые времена. "Подушка безопасности", которая накапливалась 4 года, оказалась весьма скромной. По этим оценкам в Минфине ждут сокращение ВВП в 2009 году как минимум на 10%. Это серьезное негативное ожидание".

"Сокращения по статьям расходов — вопрос компромисса, и здесь пострадают те, кого назначат. Единственно, опасно сокращать соц.расходы, поскольку это грозит серьезными внутренними осложнениями, потерей части территории страны, потерей власти", — передают слова Гусева Kommentarii.ru.

Кандидат экономических наук и доцент МГУ им. М.В. Ломоносова Магомет Яндиев, считает, что бюджет — это "всего лишь намерение, хоть и выраженное в форме закона". "Общеизвестно, что исполнительная власть может в определенных границах менять бюджет и фактически исполнять так, как считает нужным, — заявляет он. Поэтому не стоит всерьез относится к проекту бюджета и к тем цифрам, что там записаны. Уверен, что по итогам года мы получим совершенно иную картину и под сокращение попадут как раз те, о ком бюджет "заботится". Речь не идет о социальных расходах, их сокращение — чистой воды самоубийство, речь идет о расходах, представляющих интерес для разных кланов и групп влияния.

Тот факт, что при сокращающихся доходах расходы увеличены, лучше всего иллюстрирует сигнальный харкатер бюджета. Потому что согласно логике вещей сейчас следовало бы очень серьезно сократить расходную часть бюджета. Но, видимо, так оно по итогам года и будет — все-таки бюджет исполняют профессионалы.

Основным инструментом сокращения расходов будет, скорее всего, ужесточение требований к документам, подтверждающим правомерность выделения финансирования. В прошлые годы весьма распространенной была ситуация, когда распорядители кредитов не успевали освоить все выделенное им финансирование. Теперь же, если правительство ужесточит нормативныные требования, какое-то специальное сокращение расходов бюджета не понадобится и министру финансов не понадобится использовать избитое "денег нет". Все будет проще: "Да, ресурсы под ваш проект есть. Но…, вы не собрали весь пакет необходимой документации. Извините, закон нарушить не могу, при всем желании". Полагаю, что в итоге расходная часть бюджета составит не боле 8 трлн. рублей, а дефицит — не более 1,5 трлн. при доходах не менее 6,5 трлн", — заключил Яндиев.