Спад в полном разгаре, и многие американцы возвращаются к своим корням. Причем возвращаются в буквальном смысле — выращивание овощей в своих дворах позволяет экономить каждый цент семейного бюджета на продовольствие., сообщает агентство Cleveland.com.
Мониторинг этой «отрасли» показывает двузначный рост числа домашних садоводов в этом году. Компании по доставке сообщают об огромном спросе на семена овощей, таких как лук, помидоры и перец.
«Продовольственная составляющая семейных бюджетов заметно сжалась, и сейчас мы наблюдаем резкое увеличение спроса на семена овощных культур. Их продажи растут», — говорит Джордж Болл (George Ball), исполнительный директор Burpee Seeds, крупнейшей компании по рассылке семян в США. — Я никогда не видел ничего подобного».
Сторонники садоводства, которые уже давно борются с «червивой Америкой», назвали новое движение «Сады рецессии». Они надеются, что интерес будет формироваться по аналогии с «Садами победы» периода Второй мировой войны.
«Моделью для этих садов послужил участок во дворе Белого Дома, засаженный Элеонорой Рузвельт в 1943 году. Они были призваны вдохновить движение к самодостаточности, и в пике своего развития поставляли свежие продукты сорока процентам нации», — говорит Роджер Дойрон (Roger Doiron), директор и основатель общества Kitchen Gardeners International.
Дойрон и несколько его коллег ходатайствуют перед Бараком Обамой о создании аналогичного сада в Белом Доме. Это может стать частью призыва президента США к ответственности за экологическую чистоту экономики. Сторонники собрали под соответствующей онлайн-петицией 75000 подписей.
«Это является частью нашей истории, и это часть истории Белого Дома, — считает Дойрон. — Когда я узнал, почему это было сделано тогда, и взглянул на время, в котором мы живем сейчас, я понял, что это начинание имеет смысл повторить еще раз».
Однако для многих американцев движение к развитию приусадебного садоводства имеет в основе не историю, а экономию средств.
Национальная ассоциация садоводов (National Gardening Association) считает, что в хорошем состоянии огород дает в среднем $500 дохода в год. Исследование Burpee Seeds утверждает, что $50, затраченные на садоводство, могут «размножаться» до уровня $1250 в год.
Дойрон провел девять месяцев, взвешивания и, учитывая каждый растительный продукт, который он извлекал из своего сада площадью 1600 квадратных футов (150 кв. м) в городе Портленд, шт. Мэн. После окончательного подсчета он пришел к мнению, что сэкономил около $2150 на продуктах питания для своей семьи из пяти человек, выращивая, а, не покупая их.
Адриана Мартинес (Adriana Martinez), бухгалтер, сократила свои расходы на продукты до $40 в неделю за счет садоводства. Кроме того, она говорит, что ей спокойствие знать, откуда поступает то, чем она питается. Объединение усилий способствовало чувству общности, которое создало в окрестностях своеобразный «овощной кооператив». «Мы помогаем кормить друг друга, и что может быть лучше в такое время, как сейчас?», — говорит Мартинес.
Новый доклад Национальной ассоциации садоводов прогнозирует на 2009 год 19-процентное увеличение домашних садовых участков. Этот прогноз основан на данных о количестве семян, проданных весной, а также на телефонном опросе. Пятая часть опрошенных заявила, что они планируют начать питаться за счет сада в этом году, и более половины сообщила, что они уже пользуются садом, чтобы сократить расходы на бакалейные товары.
Национальное сообщество садоводов также наблюдает всплеск интереса. «Список очередников на 312 участка садового сообщества города Лонг Бич вырос почти в четыре раза — и никто не уходит», — говорит Лонни Врундэйдж (Lonnie Brundage), которая ведет список членов «садового товарищества». «У людей растет понимание, что если они будут пользоваться нашим общинным садом круглый год, то могут сэкономить две, три, а то и четыре тысячи долларов», — добавляет она.
Компании по рассылке семян говорят, что этот «Ренессанс» спас их бизнес после нескольких лет падения продаж. «Заказы на семена овощных культур резко выросли, в то время как заказы на семена декоративных культур стабильны или идут вниз», — говорит Ричард Чэмберлин (Richard Chamberlin), президент компании Harris Seeds в Рочестере, шт. Нью-Йорк.
«Бизнес в этой сфере вырос в прошлом году на 40%, причем максимальный рост пришелся на семена овощей, таких, как перец, помидоры и «кухонные травы», которые могут процветать на маленьких городских участках или в лотках на балконах», — говорит он. Harris Seeds недавно пересмотрела свои планы по поставкам семян перца и томатов.
«Я думаю, что если бы все было нормально, мы бы не увидели, как люди делают это. Раньше они просто были слишком заняты, — говорит Чэмберлин. — Садоводство для большинства американцев было грязным словом, поскольку оно означало работать – а работать никто не хотел. Однако теперь все изменилось».
Перевод Алексея Захарова