В рамках работы по актуализации исследования «Рынок грузового железнодорожного подвижного состава России: 2002 – 2012 гг.». эксперты ИА «INFOLine» опубликовали рейтинг производителей грузовых вагонов в январе 2009 года. По данным аналитиков, на фоне общего падения спроса на рынке грузоперевозок, в январе 2009 года было выпущено в 2,5 раза меньше грузовых вагонов, чем в январе 2008 года.
На первое место по количеству произведенной продукции с большим отрывом от ближайших преследователей вышел ОАО "НПК "Уралвагонзавод". Тем не менее, следует отметить, что показатель среднемесячного выпуска в 2008 году составлял 1662 единицы, что на 1085 вагонов превышает объемы производства завода в январе 2009 года (577 едениц).
Второе место занял ОАО "Завод металлоконструкций" (г. Энгельс) со 160 новыми вагонами, сократив объемы производства в январе 2009 года лишь на 2 вагона. На третьем — ОАО "Новокузнецкий вагоностроительный завод", который запустив производство в ноябре 2008 года, сумел нарастить объемы производства до 100 вагонов в январе 2009 года.
Характеризуя динамику производственной деятельности вагоностроительных предприятий стран "Пространства 1520" аналитики ИА "INFOLine", отмечают, что еще летом 2008 года производили грузовые вагоны 29-30 предприятий из 33, в октябре – 27 из 34, в ноябре-декабре – 25 из 34, а уже в январе их количество сократилось до 13 предприятий из 34!
Остановили производство в декабре 2008 – январе 2009 такие производители как ОАО "Алтайвагон", ЗАО "УК "Брянский машиностроительный завод", ОАО "Барнаульский вагоноремонтный завод", ОАО "Рославльский вагоноремонтный завод", ЗАО "Промтрактор-Вагон", ОАО "Абаканвагонмаш", ООО "Вагонмаш", ООО "Орский вагонный завод".
Генеральный директор ИА «INFOLine — Аналитика» Михаил Бурмистров так комментирует ситуацию: «Начиная с IV квартала 2008 года, экономика России оказалась в глубоком кризисе, который оказал сильное негативное влияние на ситуацию в транспортном секторе. В частности объемы железнодорожных перевозок снизились в декабре-феврале более чем на 25%, что привело к простою более 200 тыс. грузовых вагонов, которые составляют более 20% всего парка. В течение IV квартала 2008 года и I квартала 2009 года (в меньшей степени) вагоностроительные предприятия продолжали работу в рамках контрактов, заключенных в 2008 году, однако начиная с ноября, предприятия начали массово останавливать выпуск подвижного состава в связи с отсутствием заказов. Фактически, несмотря на почти двукратное снижение цен по сравнению с концом лета 2008 года, большинство вагоностроительных предприятий не имеет обеспеченных финансами контрактов на поставку подвижного состава в 2009 года, а единственными потребителями выступают ОАО "ПГК" в России и национальные перевозчики в других странах "Пространства 1520"».
По материалам ИА «INFOLine»