В докризисные времена многие россияне поверили в стабильность и благополучие и сначала робко, а потом все смелее начали учиться «жить в кредит». Если поначалу на кредит осмеливались только исключительно на нужды бизнеса, то позже, несмело оглядываясь на Запад, покупать в долг начали всё, вплоть до сотовых телефонов. Таким образом, к началу кризиса среднестатистический россиянин жил в купленной по ипотеке квартире, ездил на кредитной машине, и ждал второго ребенка в расчете на материнский капитал.
Однако кризис буквально за несколько месяцев сделал из «решения на все случаи жизни» настоящую кабалу, из которой теперь совсем непросто выкрутиться.
В большей мере это коснулось граждан, поверивших счастливым образам идеальной семейной жизни на рекламных плакатах, и осмелившихся на ипотеку. Особенно если ипотека была взята в долларах – а таких оказалось большинство, поскольку условия по долларовой ипотеке, как правило, были более лояльными, а рубль стабильно укреплялся по отношению к американскому собрату.
Однако ипотека ипотекой – в конце концов, купить квартиру иными способами для представителя среднего класса — задача невыполнимая. Но с приходом кризиса в сети начали появляться рейтинги «Самых глупых кредитов», которые люди с доходами ниже среднего набрали на не самые обычные вещи, вроде операции по увеличению груди, романтического обеда или имиджевого портфеля Cerutti. И все было бы не так трагично – в конце концов, это личное дело каждого, сколько занимать и на что тратить. Однако приход кризиса перемешал незадачливым заемщикам все карты. Прежде лояльные условия банков позволяли людям выплачивать долги из своего невысокого дохода. Однако волна сокращений, последовавшая за кризисом, сильно усложнила жизнь любителям быстрых денег.
Теперь взять кредит простому смертному стало очень сложно. Банки боятся невыплат, все более ужесточая условия выдачи денег заемщикам. Так, один из крупнейших банков страны, Сбербанк, теперь будет выдавать кредиты только опираясь на «белые» доходы заемщика. Если раньше банк принимал справки о доходах по собственной форме, где могли учитываться и неофициальные доходы, то теперь понадобится справка по форме налоговой инспекции. В ставшей обязательной справке 2-НДФЛ указаны только официальные доходы заемщика за последние шесть месяцев.
Кроме того, для получения кредита отныне необходимо будет предъявить и копию трудовой книжки. На фоне мировой ситуации меры выглядят вполне логичными, причем не только для банка. Компании из совершенно разных сфер деятельности по всему миру регулярно объявляют о сокращении сотрудников. Только за первые два месяца этого года о сокращении штата заявили такие компании, как производитель процессоров Intel, голландская финансовая группа ING, крупнейший мировой ритейлер Wal-Mart Stores и даже косметическая корпорация Avon. Причем в первую очередь увольнения касаются именно сотрудников, занятых на временной основе – то есть, не оформленных по трудовой книжке. Стоит также отметить, на 25 февраля средняя ставка по потребкредиту составила 33,97%.
А с учетом все новых санкций, принимаемых для «злостных неплательщиков», оказаться на месте уволенного заемщика – участь очень незавидная. Так, в 2008 году почти 83 тысячи россиян не смогли поехать за границу из-за долгов. По словам директора Федеральной службы судебных приставов России Артура Парфенчикова, за прошлый год приставами было вынесено 82,6 тысячи постановлений об ограничении права выезда должников за пределы РФ.
Однако, несмотря на все принимаемые меры, объем просроченной задолженности по кредитам в 2009 году может увеличиться в два раза, до 10%. Об этом сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Причем, если если взять первую тридцатку российских банков, то резерв по невозврату кредитов оценивается в 883 миллиарда рублей, а без учета трех крупнейших госбанков — 351 миллиард рублей.
Между тем, в 2008 году просроченная задолженность по ипотечным кредитам в рублях увеличилась почти в два раза, до 6,7 млрд руб., а в иностранной валюте — в 2,8 раза, до 6,3 млрд руб. Это при том, что кризис начал проявляться только осенью.
В заключении хочется напомнить старую истину: берешь чужие, и на время, а отдавать придется свои – и навсегда.