Кризис заставляет бизнес пересмотреть свои расходы. Весомой статьей является аренда помещенения. Многие компании пытаются сэкономить на аренде, переезжают в офисы более низкого класса. По данным АКЦ МИЭЛЬ, с началом экономического кризиса спрос на аренду и покупку офисных помещений существенно снизился — по сравнению с аналогичным периодом 2007 года количество желающих арендовать офисы уменьшилось на 30-35%. Только что построенные офисы пустуют, предприниматели не хотят въезжать в престижные, но дорогие помещения. На сегодняшний день пустует 13,5% площадей офисных центров класса А и 10,2% класса В. В новых офисах количество свободных площадей составляет 37% в классе А и 47% — в классе В.
Тем не менее, арендодатели не спешат снижать цены на помещения. Эксперты говорят о семи-восьмипроцентном снижении арендных ставок в IV квартале 2008 года. Для компаний это не существенная экономия, в нынешней ситуации расходы приходится урезать сильнее. Как быть предпринимателям в таких условиях? Fellton Group дает 5 советов о том, как можно снизить расходы на аренду офиса.
1. Аренда офиса – снижаем цену
Один из самых распространенных сегодня способов снизить расходы: арендатор обращается в агентство, ему находят дешевый офис, после чего он идет туда, где на данный момент снимает офис, и говорит арендодателю: снижайте цену, или я сейчас перееду. В большинстве случаем, он добивается снижения цены на занимаемый офис.
2. Переселяем часть сотрудников
Не менее распространен и способ минимизировать расходы на аренду офиса, с помощью переселения части сотрудников в офис ниже классом. Арендатор отказывается от большого офиса класса "А", в центре Москвы, оставляя в этом бизнес-центре только небольшой офис для руководства компании, а основную массу сотрудников, размещает на окраине города в офисах классом, а то и двумя классами, ниже, то есть "В" или "С".
3. Виртуальный офис
Самый простейший вариант – почасовая аренда офиса, удобно для маленьких компаний. Сотрудники работают на дому, включая секретаря (аутсорсинговый секретарь). Секретарь из дома переадресовывает все звонки на мобильные телефоны сотрудников
4. Мобильный офис
Компании, которые работают с потоком клиентов, оснащают людей ноутбуками и отправляют работать "на выезд" к клиентам, снабжая, если нужно, и автомобилями. Поэтому офис снимать не надо и места люди занимать не будут. Все вопросы решаются с помощью современных коммуникаций, то есть по телефону, интернету и т.д. Сотрудники, которым не требуется выезжать к клиентам, работают на дому. В итоге, остается один небольшой офис (как в случае выше), для руководства. Основная проблема, с которой может столкнуться компания, это отчетность сотрудников. Но в большинстве случаев, люди стараются работать честно, в период кризиса потерять работу намного проще.
5. Зарабатываем на аренде офиса
Предположим, вы арендовали офис, класса "А", 130 кв.м, в центре Москвы. 130 квадратных метров, это примерно 20 рабочих мест. Сдаем каждое рабочее место в этом офисе в субаренду. Учитывая, что это центр и класс «А», за каждое рабочее место, в день, арендная плата составит порядка 1500 рублей. Конечно, офис должен быть оснащен всем необходимым, включая секретаря.
В подобных случаях, за все дополнительные услуги, начиная от отправки факса, ксерокса документов, общения секретаря с клиентом и заканчивая чашечкой кофе – взимается отдельная плата, помимо суммы за само рабочее место. Разумеется, если потребуется переговорная для встречи с клиентами, то она оплачивается тоже отдельно.
Конечно, договор субаренды регистрируется только в том случае, если он заключается на срок более, чем 11 месяцев и соответственно, если те, кто снимает офис по дням, окажутся мошенниками или с ними возникнут какие либо проблемы, то разбираться с этим придется арендодателю, а не Вам, но все же, сдавая рабочие места по дням, следует проводить отбор потенциальных клиентов. Подобный вариант аренды офисов, вернее рабочих мест в офисе, как правило, устраивает небольшие компании и фирмы с маленьким количеством сотрудников.
Что же получается в итоге?: 130кв.м/20 мест = 6,5 кв.м/место. 20 мест * 1500 рубл. (аренда места) = 30 000 рубл. за все места. 30 000 рубл. * 22 рабочих дня = 660 000 рублей. Итого, за все рабочие места, помимо дополнительных услуг получается 660 тысяч рублей, что по сегодняшнему курсу доллара по ЦБ в 35,73, выходит в 18 471,87$.