В течение 5 лет, прошедших с момента основания ОАО «РЖД», была проведена большая работа по интеграции российской железнодорожной сети в мировую транспортную систему.
Одним из важных направлений этой работы стало развитие сотрудничества с администрациями железных дорог ближайших соседей – стран СНГ и Балтии. За 5 лет было проведено двенадцать заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. В этот период было подписано 55 соглашений и договоров с железными дорогами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Латвии, Литвы и Эстонии. Укреплению связей способствует и проводимый с 2006 г. международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520», а также региональные форумы, целью которых является дальнейшее развитие взаимодействия ОАО «РЖД» с железными дорогами стран СНГ и Балтии. Региональные форумы уже прошли в г. Алматы и в Риге.
В октябре 2007 г. в Москве был проведен I Железнодорожный съезд, на котором присутствовали представители железнодорожных администраций и ведущих машиностроительных компаний не только стран СНГ и Балтии, но и Европы и Азии.
Одним из значимых итогов работы по развитию сотрудничества с железнодорожными администрациями стран СНГ и Балтии стала победа ОАО «РЖД» в тендере на концессионное управление имущественным комплексом Армянской железной дороги. Результаты тендера были оглашены в начале 2008 года, и уже 1 июля 2008 г. ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» начало свою работу.
Один из приоритетов компании в сфере развития международных отношений – активная интеграция в Европейскую транспортную систему. За 5 лет ОАО «РЖД» достигло значительных успехов в этом направлении.
В целях эффективного взаимодействия в области грузоперевозок был создан ряд совместных предприятий. Так, 18 июня 2007 г. в Москве подписано заявление о создании совместного предприятия ЗАО «Евразия Рейл Логистикс» (ЗАО «ЕРЛ») с участием железных дорог России, Германии, Польши и Белоруссии. В 2007 году также было создано совместное предприятие Oy ContainerTrans Scandinavia между ОАО «ТрансКонтейнер» и VR Cargo. В марте 2008 г. была создана логистическая компания «Транс-Евразия Лоджистикс ГмбХ» с участием ОАО «РЖД» (30%), ОАО «Трансконтейнер» (20%), «ДБ Мобилити Лоджистикс» (30%), ООО «Комбиферкер» (10%) и ООО «Польцуг» (10%).
В последние годы активно развивается технологическое сотрудничество с ведущими зарубежными компаниями. 25 ноября 2005 г. ОАО «РЖД» и «Simens AG» подписали Стратегический Меморандум о сотрудничестве, на основании которого были заключены Договор подряда на разработку, изготовление и поставку высокоскоростных электропоездов Velaro RUS, а также контракт о сервисном обслуживании на 30 лет.
В сентябре 2007 г. между российско-финским предприятием «Oy Karelian Trans LTD» и компанией Alstom.был заключен договор на поставку скоростных поездов Pendolino Sm6. Поезда будут курсировать по направлению Санкт-Петербург – Хельсинки.
14 марта 2007 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и корпорацией «Финмекканика С.п.А.» в области совместной разработки и производства электропоезда со скоростью движения до 160 км/час, применения спутниковых технологий на железнодорожном транспорте и в других областях
В сфере организации международных перевозок также были достигнуты значительные успехи. Одно из приоритетных направлений в этой области — развитие контейнерных перевозок. В 2004 г. организованы контейнерные поезда «Проект-2К», «Достык – Европа», «Балтика-Транзит», «Нарвик – Достык». В 2005 г. организовано курсирование контейнерных поездов «Меркурий» (Калининград/Клайпеда – Москва), «Северное сияние» (Финляндия – Москва-Финляндия), «Восточный ветер» (Берлин – Варшава – Минск – Москва) и «Монгольский вектор» (Китай, Монголия, Россия, Беларусь, Польша, Германия) в рамках ЭСКАТО ООН. 9 января 2008 г. организован пропуск первого демонстрационного контейнерного поезда Пекин – Гамбург с участием железных дорог Китая, Монголии, России, Беларуси, Польши и Германии.
В последние годы активизировалось взаимодействие ОАО «РЖД» с японскими грузоотправителями. Интерес к перевозкам по Транссибу проявляют концерны Nissan, Honda, Тоyotа, Маtsushita Electric Industrial (Panasonic), Sony, Mitsubishi, а также торговый дом Mitsui и экспедиторская компания Nissin. С 2006 г. проведено несколько опытных перевозок «Тойота Мотор». Планируется, что с 2009 года такие перевозки будут регулярными.
В целях создания условий для привлечения на маршруты коридора «Север-Юг» дополнительных объемов перевозок грузов, в 2003-2004 г.г.была построена железнодорожная линия, связавшая порт Оля на Каспийском море с магистральной сетью железных дорог России. Тем самым было завершено формирование железнодорожной части МТК «Север-Юг» на российской территории.
В 2007 г. открыто железнодорожно-паромное сообщение Балтийск – Зассниц – Мукран.
В последние годы активизировалось сотрудничество ОАО «РЖД» со странами Ближнего Востока и Африки. Компания начала реализацию ряда крупных инфраструктурных проектов в Иране, Алжире, Ливии.
В Иране, согласно подписанному в марте 2008 г. контракту, будет проведена электрификация линии Табриз – Азаршахр. Также был подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании по вопросам строительства железнодорожной линии Казвин – Решт – Астара, предусматривающий дальнейшее развитие сотрудничества между Ираном, Россией и Азербайджаном в рамках коридора «Север-Юг».
В феврале 2008 г. ОАО «РЖД» победило в тендере на реализацию проекта обустройства пригородного железнодорожного транспорта в Алжире. Кроме того, предусматривается строительство новой железнодорожной линии до международного аэропорта Хуари Бумедиен.
17 апреля 2008 г. ОАО «РЖД» и Управление по реализации железнодорожных проектов Ливии подписали контракт на строительство железнодорожного участка Сирт – Бенгази протяженностью 554 км.
Значительный потенциал для увеличения объемов транзитных перевозок открывает проект восстановления Транскорейской железной дороги. В июне 2008 г. в Северной Корее создано совместное предприятие (70% ОАО «РЖД», 30% порт Раджин) для реализации пилотного проекта реконструкции участка Хасан – Раджин и строительства в порту Раджин контейнерного терминала, а также последующей эксплуатации данной инфраструктуры для организации транзитных перевозок с выходом на сеть РЖД. 4 октября 2008 г. работы по проекту были начаты.
Компания уделяет большое значение развитию международного пассажирского сообщения. За последние годы увеличено число международных поездов и сегодня ОАО «РЖД» осуществляет перевозки в 19 стран Европы и Азии. Поезда и беспересадочные вагоны ОАО «РЖД» курсируют по 56-ти международным маршрутам.
С 2007 г. ОАО «РЖД» является единственной железнодорожной администрацией, имеющей полноправное членство сразу в двух региональных ассамблеях Международного союза железных дорог – Европейской и Азиатской. Все это позволяет вносить заметный вклад в формирование международного транспортного пространства с учетом интересов Российских железных дорог.