Вероятно, в ближайшее время решение о размещении рекламных конструкций на многоквартирных домах будет приниматься исключительно собственниками общего имущества, сообщают Kommentarii.ru. Соответствующий законопроект внес на рассмотрение председатель комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
Кроме того, в проекте указывается, что заключение договора на размещение рекламы станет возможным только при согласии собственников помещений в многоквартирном доме. При этом, документом, подтверждающим согласие собственников помещений в данном доме, является протокол общего собрания собственников, в котором может быть определено одно или несколько лиц, полномочных заключить от имени собственников соответствующий договор.
"Инициативу Павла Крашенинникова следует оценить исключительно положительно. Связана она с тем, что практика размещения наружной рекламы на стенах и крышах многоквартирных домов (без разрешения собственников) получила повсеместное распространение, а доходы от размещения рекламы имеют не собственники, а органы местного самоуправления либо созданные ими для этих целей фирмы. Это прямое нарушение прав и законных интересов собственников общего имущества, используемого для размещения наружной рекламы", — считает Александр Арутюнов, доктор юридических наук и председатель Московской коллегии адвокатов "Арутюнов и партнеры".
По мнению эксперта, не должны негативно отнестись к нововведениям и сами участники рекламного рынка. "Во-первых, можно допустить, что при сложившемся порядке заключения договоров с органами местного самоуправления, рекламодатели определенную часть платы отдавали наличными. Не думается, что последним это нравилось. Деньги-то надо обналичивать, да и рисковать каждый раз (это ведь взятка!) вряд ли хочется. Во-вторых, возможное предположение о затягивании процесса размещения рекламы в связи с необходимостью получения решения общего собрания собственников представляется надуманным. Общее собрание по вопросу получения доходов от размещения рекламы – приятное мероприятие. Похоже, потому, что общее собрание (и принятие им соответствующего решения) будет проходить быстро, и никаких затруднений при этом не возникнет(возможно, кроме цены вопроса, хотя не верится, что общее собрание может быть алчнее чиновника)", — заявил Арутюнов. Таким образом, по мнению специалиста, претворение закона в жизнь выглядит весьма вероятным, "даже несмотря на определенное противодействие этому со стороны органов местного самоуправления (заинтересованных лиц)".
А вот сами участники рекламного рынка настроены не так оптимистично. Директор рекламной и PR фирмы Alef007 Advertising Factory Шрайбер Кирилл уверен: "Учитывая демографический состав населения наших городов, получить реальное согласие всех собственников жилья в многоквартирном доме — это заведомый бред". Таким образом, закон не уменьшит объемы коррупции в этой сфере, а только сместит приоритеты.
Аналогичного мнения придерживается и Игорь Гурский, президент компании "Kiev Media Group", эксперт в сфере рекламных и PR-технологий. "Инициатива Крашенинникова вряд ли будет иметь успех, и скорее всего не будет поддержана Государственной думой, — считает Гурский. — Во-первых, реализация такого проекта создаст трудности для операторов наружной рекламы в процессе согласований разрешительной документации. Как следствие, данный проект столкнется с серьезным противостоянием рекламного лобби. Ведь доход от одной такой рекламной конструкции в центре города отнюдь не мал. Как правило, у операторов "наружки" таких мест не одно. И терять миллионы долларов никто не захочет. Во-вторых, городские бюджеты понесут убытки за счет того, что количество реальных рекламных мест сократится, т.к. их стоимость существенно увеличится и далеко не все рекламодатели будут готовы соответственно увеличивать свои затраты на размещение рекламы с использованием крышных и настенных конструкций. В-третьих, что значит собрать собственников жилья в многоквартирном доме, большинство из нас знает не понаслышке. Это практически не реально даже в том случае, когда речь идет об интересах самих жильцов дома. А уж говорить о том, чтобы их собрать по вопросу размещения рекламы, вообще занятие пустое. Соответственно, здесь явно будут со временем иметь место всевозможные злоупотребления и нарушения закона со стороны уполномоченных от имени собственников жилья лиц. В результате принятия таких поправок к законодательству страдать будут все. И хотя, сама по себе такая инициатива авторов проекта не безосновательна, т.к. действительно размещение больших конструкций на жилых домах иногда вызывает реальный протест со стороны жильцов этих домов, эта проблема решается совершенно иными методами".