Высший Арбитражный суд РФ признал правомерность действий страховой компании "Русский мир", которая требовала от государственного областного унитарного предприятия "Мурманскводоканал" возместить ущерб от аварии, произошедшей в результате наезда автомобиля на открытый канализационный колодец, принадлежащий унитарному предприятию. Для России это может стать важным прецедентом.
Судебная тяжба длилась с 2006 года. За это время дело прошло три инстанции и дошло до Высшего арбитражного суда. В сентябре 2004 года водитель автомобиля Mercedes Benz, застрахованного в страховой компании "Русский мир", наехал на открытый люк на одной из улиц города Мурманска. На место ДТП были вызваны сотрудники ГИБДД. Машина получила серьезные повреждения, размер ущерба составил свыше 250 000 рублей.
Осуществив страховую выплату владельцу автомобиля, компания "Русский мир" на основании норм гражданского права обратилась за возмещением убытков к "Мурманскводоканалу", которому принадлежал данный люк. По мнению страховщика, именно "Мурманскводоканал" являлся ответственным за причиненный вред, поскольку не закрыл своевременно люк.
В досудебном порядке требование о возмещении ущерба удовлетворено не было, и СК "Русский мир" направила иск в Арбитражный суд Мурманской области о взыскании в порядке суброгации суммы, выплаченной по договору КАСКО. Однако данный суд отказал страховой компании в удовлетворении иска, ссылаясь на недоказанность причинно-следственной связи между повреждением автомобиля и тем, что ответчик не закрыл люк.
По инициативе страховщика рассмотрение спора продолжилось в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде. В процессе рассмотрения дела судом были учтены действующие нормы в сфере коммунального хозяйства. Согласно Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168, в функции организаций водопроводно-коммунального хозяйства, к которым относится и "Мурманскводоканал", входит содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек.
Апелляционный суд установил, что "Мурманскводоканал", не закрыв своевременно находящийся в его ведении люк, не выполнил надлежащим образом данные обязанности и является ответственным за причинение ущерба. Попытка "Мурманскводоканала" переложить вину за незакрытый люк на "Спецавтотранс", который, по мнению ответчика, не выставил ограждения и предупредительные знаки у открытого люка, не нашла понимания у суда.
Позднее кассационная инстанция оставила без изменений решение апелляционного суда, исключив лишь из подлежащих возмещению убытков расходы на проведение экспертизы.
Такое решение не удовлетворило "Мурманскводоканал" и предприятие обратилось в Высший арбитражный суд с заявлением о пересмотре судебных актов апелляционной и кассационной инстанций. Однако, ознакомившись с материалами дела, Высший арбитражный суд не нашел оснований для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора и отказал в передаче дела в президиум ВАС РФ для пересмотра. "Лицом, ответственным за техническое состояние колодцев, наличие и плотность прилегания крышек, целостность люков и крышек является "Мурманскводоканал" и, следовательно, он отвечал за поддержание колодца в надлежащем состоянии", — отмечается в определении ВАС РФ.
"Подобные дела в России пока еще редкость, — комментирует принятое судебное решение заместитель генерального директора ОАО СК "Русский мир" Андрей Знаменский. — Как правило, службы, отвечающие за состояние дорог, под любыми предлогами отказывают потерпевшим в выплате компенсации. Тем более важным является то, что Высший арбитражный суд фактически указал механизм подтверждения причинно-следственной связи между неудовлетворительным состоянием дороги и повреждением автомобиля".
Данное судебное решение может служить важным прецедентом для всей России, считает Андрей Знаменский. Сегодня по данным Департамента ОБДД МВД России 17% ДТП происходят из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог — гибнут тысячи людей, десятки тысяч получают ранения, ущерб составляет сотни миллионов рублей, а качество дорог в нашей стране остается одним из самых низких в Европе. Реальная возможность взыскивать указанный ущерб со служб, отвечающих за состояние дороги, создаст стимул для улучшения качества их работы и в конечном итоге приведет к улучшению состояния наших дорог.
По материалам СК "Русский мир".