Сегодня General Motors представила американскому правительству свой план выживания. Он может включать широкий спектр изменений в европейских операциях корпорации (в том числе в Германии и Великобритании). Перемены коснутся марок Opel и Vauxhall, а также шведского бренда Saab, пишет "Деловой АвтоКлуб".
Согласно информации Reuters, существует несколько возможных сценариев. General Motors может:
Получить кредитные гарантии правительств и государственную помощь
Президент GM Europe Карл-Петер Форстер (Carl-Peter Forster) пытается получить до $1 млрд. поддержки из Стокгольма, и на менее чем 2 млрд. евро ($2.56 млрд.) в Германии – путем государственных гарантий для Opel на 2009 и 2010 годы.
Швеция заявила, что она может предоставить до 25 млрд. шведских кроны ($2.93 млрд.) в виде кредитных гарантий и чрезвычайных кредитов для промышленности, включая Saab. Эти деньги будут расходоваться в Швеции, чтобы сохранить рабочие места и добиться рентабельности.
Шведский телеканал SVT в прошедшие выходные сообщил, ссылаясь на неназываемые источники, что GM и правительству Швеции не удалось согласовать условия кредитных гарантий. Однако государственный секретарь министерства промышленности Йоран Хегглунд (Joran Hagglund) сказал корреспонденту Reuters в понедельник, что переговоры продолжаются.
Германское правительство открыто для обсуждения предоставления помощи Opel, и намерено вести их «до результата».
Администраторы ЕС хотят быть убеждены, что любые денежные средства, полученные под государственные гарантии, направлены на конкретные проекты. Это необходимо, чтобы деньги европейских налогоплательщиков не уплыли в Детройт.
Кроме того, государства могут дать Opel и Saab «новое дыхание. Пока в Стокгольме ясно дают понять, что хотят продать государственные активы, а не покупать их.
Немецкие чиновники не исключают проведения прямых вливаний в Opel – в качестве крайней меры, направленной на сохранение рабочих мест. Тем не менее, профсоюзный лидер GM Europe Клаус Франц (Klaus Franz) не хочет, чтобы Берлин пришел в Opel.
«Отрезать» Opel и Saab
Шведское правительство потребовало изъятия Saab из состава GM и создания независимой компании, прежде чем оно будет предоставлять какую-либо помощь. Подобный шаг может повторить и Берлин, выдвинув аналогичные требования относительно Opel. Это будет гарантией того, что европейская государственная помощь не осядет в Детройте.
Профсоюзные лидеры GM Europe одобряют такой подход, как основу обеспечения долгосрочной жизнеспособности бизнеса и возможности избежать закрытия заводов.
Распутать паутину
Любой вариант деконсолидации Opel и Saab, скорее всего, потребует договоров между этими компаниями и с «родителями» из GM. Необходим пересмотр соглашений по поставкам двигателей и трансмиссий. Эти компоненты производятся специальным подразделением GM Powertrain.
Немецкие профсоюзы уже давно лоббировали продажу автомобилей Opel на американском рынке. Одно из предложений заключалось в том, чтобы перевести дилеров бренда Saturn исключительно на франшизу марки Opel. Это сделало бы немецкий бренд вторым по величине в рамках мировой сети продаж GM.
Закрыть Saab
Несмотря на то, что продажа Saab является оптимальным решением, «в рассмотрении находятся все варианты», включая полное закрытие компании, признал источник в GM.
Это может оказаться дорогостоящей процедурой, поскольку GM задействует около 4400 работников Saab, продукт труда которых продается в более чем 60-ти странах по всему миру. Например, европейский Cadillac модели BLS производится на шведском заводе в Тролльхэттене – параллельно с моделями Saab 9-3 и 9-5.