28 декабря 2011 года Ленинский суд г. Томска отклонил заявление прокуратуры о признании «Бхагавад-гиты как она есть» экстремистской, а 21 марта это решение подтвердил Томский областной суд. Благодаря этим решениям удалась предотвратить конфликт с Индией и защитить честь Томска как научного и культурного центра.
Процесс был не простым, так как представленные суду экспертные заключения некоторых ученых оказались явно ангажированными и превратно толкующими вырванные из контекста цитаты в пользу обвинения. Однако даже в них не нашлось достаточных оснований, чтобы усмотреть в книге экстремизм. Тем не менее, большинство специалистов поддержало в суде сторону защиты, благодаря чему все доводы прокуратуры были опровергнуты в суде. Остается загадкой, почему правоохранительные органы с самого начала не обратились за консультацией к специалистам, или хотя бы просто не доверились обыкновенному здравому смыслу.
Суд проходил на фоне информационной войны, развязанной безграмотными ревнителями веры, которые не только не имеют представления об индуизме, но даже не понимают православия, от имени которого выступают. Один из таких «ревнителей» за день до того, как прокуратура передала заявление в суд с экспертизой ученых ТГУ, разместил на псевдоправославном сайте статью, которая содержала текстологические параллели с данной экспертизой. Либо автор статьи был ясновидящим, либо правоохранительные органы советовались с ним по содержанию экспертизы, либо он сам являлся соавтором экспертизы (что объясняет ее поразительную безграмотность). Вопрос в том, почему для правоохранительных органов авторитет какого-то безграмотного блогера оказался выше авторитета ученых, к которым они в любой момент могли обратиться за разъяснениями?
Вызывает тревогу попытка представителя прокуратуры уже во время судебного процесса ввести всех в заблуждение, утверждая, что якобы претензии прокуратуры относятся только к комментариям, а не к самому сакральному тексту Бхагавад-гиты. Это утверждение противоречило буквальному тексту поданного прокуратурой заявления о признании экстремистской всей книги (т.е. включая и оригинальный санскритский текст). Если бы суд удовлетворил заявление прокуратуры, то и все научные переводы с санскрита, которые изучают в университетах России на гуманитарных факультетах, тоже должны быть признаны экстремистскими, а преподаватели-гуманитарии автоматически оказались бы экстремистами, для которых предусматривается наказание вплоть до тюремного заключения!
На примере процесса над «Бхагвад-гитой как она есть» можно видеть, как религиозные гонения легко могут перекинуться даже на светских людей, не имеющих никакого отношения к религии. Поэтому научное сообщество так активно встало на защиту книги. Ведущие московские ученые неоднократно на различных научных и общественных мероприятиях указывали на абсурдность самого судебного процесса. 24 февраля в Томске прошла всероссийская научная конференция, посвященная Бхагавад-гите. В резолюции конференции подчеркивается непреходящее значение «Бхагавад-гиты», которая является бесценным историческим источником, составной частью древнеиндийского эпоса, и продолжает жить в комментаторских традициях религиозных авторитетов, в том числе и в комментариях, сделанных Бхактиведантой Свами Прабхупадой. К таким религиозным текстам как «Бхагавад-гита как она есть» неприменимо понятие экстремизма, а сам факт судебного процесса над этой книгой указывает на необходимость создания независимого и компетентного экспертного сообщества, состоящего из религиоведов, лингвистов, историков, философов, социологов, психологов и правоведов, способных давать объективные, научно обоснованные заключения и квалифицированную оценку заказным ангажированным экспертизам.