Вопрос о строительстве Ставропольского храма был поднят общественностью в конце 90-х годов XX века. Обращение к городским властям подписали более пяти тысяч человек. В 2000 году под строительство нового храма администрацией города был отведен участок. В ноябре 2000 года по благословению высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского и Владикавказского, на этом участке были установлены деревянный крест и закладной камень. На время строительства в помещении расположенной рядом школы устроили временный храм. Настоятелем назначили протоиерея Леонида (Хараима), бывшего в то время секретарем митрополита Гедеона. Неудивительно, что у места, на котором сейчас расположен храм Святого благоверного великого князя Александра Невского, есть своя история. Еще в 1867 году жителями Ставрополья было составлено прошение, в котором говорилось: «…желаем иметь церковь в центре поселения, подле старого православного кладбища, где похоронены предки и павшие на поле брани, убиенные в защиту прежде жившие здесь казаки». Церковь предполагалось освятить во имя Святых равноапостольных Константина и Елены. Был составлен проект, но строительство так и не началось.
В 1883 году жители вновь обратились с прошением о строительстве храма – уже на новом месте, теперь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Землемером был отведен участок площадью 9300 квадратных саженей, инженером Кнорре составлен проект храма. Но строительство также не было начато. И вот в 1893 году в городскую Думу Ставропольского края поступает прошение душеприказчика усопшей Евдокии Прокофьевны Малаховой, Константина Никифоровича Стаканова, о том, что она завещала оставшиеся после ее смерти деньги и имущество на постройку церкви Святой великомученицы Евдокии на Ташле. 2 января 1893 года Стаканов обратился с просьбой к преосвященнейшему Евгению, епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому, от которого получил благословение и разрешение на заказ плана постройки двухпрестольной церкви во имя Святой великомученицы Евдокии с приделом Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство должно было начаться на месте, избранном преосвященным Германом, бывшим епископом Ставропольским и Екатеринодарским, с присоединением имеющегося материала и денег. Проект храма был заказан архитектору М. О. Бржезицкому. На этот раз храм был построен и освящен в 1897 году. В 1930-х годах он был полностью уничтожен.
В настоящее время храм решено было построить немного южнее, в сквере, расположенном на месте Евдокиевской площади, поскольку там, где находился раньше Евдокиевский храм, теперь стоят постройки интерната для детей. Решение посвятить новый храм Александру Невскому было неслучайным. Первоначально по благословению владыки Гедеона храм предполагалось освятить во имя Иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», молитвы перед которой особенно помогают людям, одержимым страстями наркомании, алкоголизма, табакокурения. Чуть позднее, поскольку приход духовно окормляет воинов-пограничников, было решено придать храму статус пограничного и освятить во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского, который особенно прославился при защите рубежей Руси на берегах Невы и на Чудском озере и является покровителем русского воинства. Храм великолепно смотрится в антураже –живописном сквере на улице Трунова.
Здание храма одновременно традиционное для церковных строений и в чем-то очень современное. Его облик ассоциируется с древними постройками времен исторических побед русского воинства. О том, как создавался этот удивительный архитектурный проект, рассказывает архитектор г. Ставрополь Юрий Расходов:
– Как правило, в проектах церковных строений используются детали, элементы, отсылающие к каким-то историческим периодам. Спектр применяемых в качестве прообраза построек прошлого довольно разнообразен: от образцов византийской архитектуры до построек русского классицизма. И это неудивительно, еще в XIX веке, когда в русском обществе возникло движение за национальный стиль, вопрос о том, каким
ему быть, стоял очень остро. Возникало большое количество сменявших друг друга и существовавших параллельно направлений, в рамках которых пытались сконструировать модель национального стиля. Наиболее близко если не к решению, то по крайней мере к довольно глубокому осознанию путей возрождения национальной церковной архитектуры, приблизился неорусский стиль начала XX века. В постройках этого стиля первостепенное значение уделялось не повторению построек прошлого или копированию их форм и деталей, а созданию цельного образа древнерусской архитектуры, возрождению ее духа. В проекте храма Александра Невского я также старался создать образ древнерусского храма, который бы олицетворял собой идеи жертвенного служения русского воинства, верности православию и твердости в защите веры и Отечества.
– Сколько времени вы работали над проектом? Были ли изменения в проекте, и с чем они были связаны?
– Работа над проектом длилась довольно долго. Первоначально подготовленный эскиз многократно перерабатывался в связи с изменениями размеров храма, изменением наружной отделки, планировочного решения. В процессе строительства также возникали поправки. Приходилось часто бывать на стройплощадке и на месте со строителями решать возникающие вопросы. Прямых аналогов храму Святого благоверного великого князя Александра Невского нет. Он построен в традициях Русской православной церкви. Надо заметить, что в древнерусской архитектуре существовало несколько типов храмов. Храм Святого Александра Невского продолжает линию бесстолпных храмов, с крещатым сводом и трехлопастным завершением. Подобный тип храмов был распространен в XV–XVI веках.
– О каких интересных архитектурных элементах вы могли бы рассказать?
– Как я уже говорил, по внешнему облику храм относится к типу храмов с так называемым «трехлопастным завершением», распространенному как в архитектуре Киевской Руси, так и в раннемосковском зодчестве. Для создания узнаваемого образа были применены традиционные элементы: перспективный портал при входе в храм, кокошники у основания барабана, пояски, поребрик и т. п. Каждый элемент индивидуально прорисовывался исходя из общего замысла. В целом храм имеет динамичный силуэт. Венчает его устремленная ввысь шлемовидная глава с крестом. Над главным входом устроена звонница, также по типу древних храмов. Звонницу венчают три декоративных главки.
– Каково внутреннее убранство храма?
– Храм построен, но отделка еще не закончена. В настоящее время выполняется роспись стен. Художники Валерий Пищулко и Анатолий Какалов, выполняющие эту работу, стремятся поддержать тон, заданный архитектурой храма. Внутренний вид храма обещает также быть уникальным.
– Как строился храм?
– Как таковой подрядной организации не было. На каждом этапе подбирались исполнители на тот или иной вид работ. Работами по укреплению цокольного этажа руководил Андрей Поповиченко, каменную кладку и бетонные работы выполняла бригада мастеров под руководством Шерифа Гаджиева, кровельные работы выполнял кандидат филологических наук, потомственный кровельщик Александр Фокин со товарищи.
Купола – дело рук бригады Владимира Труфанова. Всех не перечислить. Много хороших людей потрудилось на строительстве храма, и каждый относился к своему делу с душой и с большой ответственностью.
– Возникали ли проблемы при строительстве, и как удалось их решить?
– Строительство храма – процесс не простой и не быстрый. Основной проблемой был поиск источников финансирования. Но мир не без добрых людей, и с Божьей помощью находились жертвователи, помогавшие осуществить задуманное. Особенно трудно было вначале. Несколько раз сменялись настоятели храма. В какой-то момент процесс строительства был пущен на самотек. В результате цокольный этаж был выполнен с большими недочетами. Было потрачено много времени на их исправление. После того как
настоятелем был назначен отец Василий (Лукьянов), процесс вошел в нормальную колею.
С большим вниманием к строительству храма отнесся архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, которому этот храм очень пришелся по душе. Архиепископ оказывал нам немалую помощь. А проблемы решались по мере их поступления, и в итоге, как видите, храм стоит, и дай Бог, чтобы никакие бури не поколебали этот оплот православной веры в нашем регионе.
Антоненко Полина