Владельцы зоомагазинов и поставщики животных и растений на российский рынок уверяют — торговля в кризисные времена идет так же бойко, как и прежде. Лишь увеличиваются цены на импортные товары и спрос на некоторые виды домашних питомцев.
По оценкам УК «Финам Менеджмент», примерный объем российского рынка зоотоваров составляет около 1,5 млрд долларов в год. «Наибольшую долю рынка — по разным оценкам от 50% до 80% — занимают различные корма для животных. Что касается товаров связанных с аквариумистикой, то в среднем они занимают около 10-15% в ассортименте стандартного магазина», — отметил в интервью BFM.ru аналитик компании Максим Клягин.
Спада продаж в зоомагазинах не наблюдается — участники рынка жалуются лишь, что снизился спрос на очень узкую группу товаров. Например, на «птичьем рынке» в Санкт-Петербурге заметили отток покупателей торговцы рептилиями. Змеи, игуаны и черепахи, видимо, не так хорошо спасают от стресса, как рыбки и грызуны.
Оптовый менеджер компании «Аквариумные системы» Ирина Никонова рассказала BFM.ru, что из-за кризиса продажи немного снизились, но никакого резкого спада не произошло: «Чуть меньше стали заказывать аквариумов для офисов. Также снизилась сумма среднего чека. Но в целом покупать товаров стали больше, правда, в недорогом ценовом сегменте — в кризис людям нужно отвлекаться от проблемных мыслей, и рыбки этому способствуют».
Мировой финансовый кризис большинство владельцев зоомагазинов оценили как явление позитивное. Чего невозможно было сказать о той финансовой катастрофе, которая произошла 10 лет назад: «1998 году мы почувствовали резкое снижение спроса на аквариумы, аквариумных рыб, а также на всякую живность вроде хомячков и морских свинок, — отметила управляющая сетью магазинов «Капуцин» Ирина Королева. — Люди «поджались» и просто перестали покупать для себя маленькие развлечения. Сегодня мы никаких скачков не почувствовали, спрос на аквариумистику остался прежний. Очень охотно покупают мелких зверьков — хомяков, мышей, крыс. Наблюдается снижение спроса на крупных грызунов — шиншилл, морских свинок. Зато маленьких попугайчиков покупают с большим энтузиазмом, мы фиксируем неожиданное повышение спроса на 20-30%, но, к сожалению, таких позиций очень мало. По кормам ситуация стабильная, как брали, так и берут. А вот спрос на развлечения для домашних питомцев заметно снизился — стали меньше покупать игрушек для кошек и собак, дополнительные устройства для клеток с белочками и попугайчиками».
Что касается цен на зоотовары, то на аквариумных рыб они остаются прежними, то есть на уровне лета 2008 года. Цены в зоомагазинах на импортные корма, клетки для животных и аквариумистику растут пропорционально курсу валют, то есть сейчас поднялись на 20-30%. «Большая часть кормов производится в России. Однако, аксессуары в большинстве своем импортные. Полагаю, около 30% товаров приходится на долю импорта», — говорит Максим Клягин. То есть цены на живых «спасателей от кризиса» и средства ухода за ними будут колебаться в зависимости от курса рубля по отношению к иностранным валютам.
Фото: Gettyimages