Падение цен на нефть сделала дешевле и нефтепродукты. Это отразилось на стоимости авиатопливо. В связи с этим авиакомпании начинают снижать цены на билеты. Так, авиакомпания «ЮТэйр» (UTair Aviation) с 1 февраля 2009 года отменила топливную надбавку при продаже билетов на все рейсы авиакомпании.
Как объяснила пресс-служба крмпании, отмена топливной надбавки обусловлена снижением цены авиационного керосина на рынке и нацелена на уменьшение конечной стоимости билетов, что позволит сделать перелет с «ЮТэйр» доступным большему числу пассажиров.
Аэрофлот пошел немного другим путем. Вместо отмены топливных сборов руководство компании решило вести более гибкую тарифную политику, направленную также на повышение доступности перевозок. Теперь Аэрофлот устраивает временные акции по снижению тарифов по определенным маршрутам.
Тем не менее, эксперты предрекают авиационной отрасли тяжелые времена. Так, аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов прогнозирует: «Сейчас, с развитием кризиса, становится очевидным, что в следующем году спрос на авиаперевозки существенно снизится (на 10-20%), а цены на керосин сильно отстают от падения цен на нефть». «Падение объема перевозок будет гораздо более 10% еще и потому, что обанкротятся многие авиакомпании, процесс банкротства уже идет, а их место занять будет некому в ближайшие годы, — заявил президент Фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов во время он-лайн конференции на сайте Finam.ru. — В условиях кризиса выводить отрасль из кризиса будет очень сложно и потребуются время и огромные деньги, которые у государства есть».
И все же таким компаниям, как Аэрофлот и ЮТэйр банкротство вряд ли грозит, так как они попали под защиту государства. «Перечень компаний, которые останутся, уже прозвучал в прессе, как потенциальные получатели бюджетных 30 млрд (Аэрофлот, Трансаэро, Росавиа, Ютейр, ГТК Россия). Практика разгребания Эйрюнион показала, что пассажиропоток подбирается достаточно легко», — считает генеральный директор ГК «ТД «Топливное Обеспечение Аэропортов» Евгений Островский. «Если будет продолжаться политика бюджетной господдержки только отдельных авиакомпаний, к летней навигации 2009 года прекратят свое существование минимум треть авиакомпаний, которые вольются в состав более крупных или исчезнут вовсе. Их место займут более сильные игроки рынка», — подытожил Олег Смирнов.